За работой форума следил Артур Ходырев.
Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, а теперь вернёмся к основной повестке дня Арктического форума. На нём были приняты две декларации. Первая обозначала то, что Россия будет и впредь рассматривать освоение полярных шельфов как одну из главных стратегических задач в развитии страны. И вторая декларация заключается в том, что именно Петербург будет плацдармом в этой необъявленной, но от этого не менее ожесточённой битве между странами за полярные ресурсы. Что вполне логично. Ведь исследования нашего института Арктики и Антарктики знает весь мир. Более того, именно Петербург является самым крупным и самым близким к Арктике незамерзающим портом Европы. И именно наша судостроительная база на сегодняшний день позволяет строить самые большие атомные ледоколы в Мире.
Я уж не говорю про статус Северной столицы России. Что просто обязывает Петербург стать в авангарде битвы за Арктику и Антарктику. Но как это произойдет? Что это даст Санкт-Петербургу? Многие ответы на эти вопросы можно было найти в Архангельске. Куда и отправился наш корреспондент Артур Ходырев».
Заметенный снегом Архангельск будто и не готовится к форуму. Нет синих рекламных баннеров и флажков. На улицах из-за холода немноголюдно. Первых участников встречаем в местном краеведческом музее.
Чиновники из администрации президента накануне мероприятия рассматривают макет полярной станции. Оборудование собирали по всему региону силами музейщиков и коллекционеров. Как оказалось, коллективный подход – основа всей организации форума.
Лев Левит, представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики: «В Архангельске начинались и дипломатические и торговые контакты России в Арктике. Но мероприятий такого масштаба у нас не было никогда. Конечно же, мы приглашали лучших экспертов из столицы, из Санкт-Петербурга».
Вклад Петербурга в форум заметен в деталях, точнее труд организаторов ПЭФ. Дизайн баннеров, специалисты пресс-центра, титры на трансляциях, IT-оборудование вместе с персоналом – все из Петербурга. Помогла Северная столица решить и самую насущную проблему.
Архангельск принимает столько гостей впервые. Город сразу столкнулся с нехваткой гостиничных номеров. Проблему решили оригинально. Часть гостей разместили на Ледоколе Новороссийск.
Огни самого современного ледокола России видны с любой точки набережной Северной Двины. Днем и ночью на результат труда мастеров с выборгского заводf приходят посмотреть Архангелогородцы. Команда – 29 приветливых полярников-петербуржцев.
Ярослав Вершбицкий, капитан ледокола Новороссийск: «Выступаем в роли экспоната достижений российской промышленности в освоении Арктики. А количество кают позволяет разместить дополнительно 28 человек. Если нужно, так нужно».
Чиновники из минтранспорта позже сделают ледокол местом своих совещаний. Но крупные пленарные заседания проходят там, где планировалось изначально – в Северном Арктическом Федеральном Университете. Форум представительный. Скандинавия делегировала профильных министров. Россия почти всех своих министров. Китай вице-пермьера госсовета. США ограничились послом. Но свою позицию по Арктике обозначили четко.
Джон Теффт, посол США в России: «Мы все надеемся, что Арктика сможет остаться областью настоящего сотрудничества. Не только между Арктическим странами, но и некоторые другие государства – Китай, Сингапур – все заинтересованные в освоении ресурсов и в их использовании».
Арктика для всех или только для избранных – ключевой конфликт региона. Слоган форума «Арктика – территория диалога» – это противоречие только маскирует. По действующему морскому праву Россия – доминанта на законных основаниях. Впрочем, в первый день форума, от темы милитаризации, шельфа дипломатично уходят. На повестке дня – экология, быт народов севера, глобальное потепление.
Артур Чилингаров, полярник, Герой Советского Союза, Герой России: «Мы за сотрудничество. Нет военных решений в Артктике – моя позиция, как спецпредставителя. Это позиция президента. Надо договариваться. Двадцать лет, тридцать лет. Но находить решения. В том числе те спорные, которые могут быть».
Спорные решения – соглашение между Россией и Норвегией, заключенное еще в 2010 году. Его как прецедент часто вспоминают почти на каждой пленарной сессии. Что решат в этот раз, станет известно на следующий день. По слухам, Путин прибыл в город специально на один день раньше.
Артур Ходырев, корреспондент: «Второй день работы международного Арктического Форума. Новая площадка – Архангельский драматический театр им. Ломоносова. Событие дня – выступление президента России».
Путин вежливо пропустил президентов Финляндии и Исландии вперед. После взял приветственное слово. Белая трибуна – место, откуда лидеры трех стран тезисно формулируют свои позиции.
Владимир Путин, президент России: «В наши дни значение Арктики многократно возрастает. Она становится местом самого пристального внимания стран и народов. И как регион, от самочувствия которого во многом зависит климат планеты, и как сокровищница уникальной природы, и, конечно, как территория с колоссальными экономическими возможностями».
В итоге: Россия за дружбу, Финляндия за экологию, Исландия за соглашение об ограничении рыбной ловли. Последняя инициатива маленькой страны поддерживается единогласно. Теперь понятно, какое совместное решение лидеры трех держав хотели предоставить миру.
А дальше – классика выступлений с участием президента: политика, Дональд Трамп, агрессивное поведение России на международной арене. Выступлением остались довольны все. И в первую очередь Джефф Катмор – модератор беседы. Ведущего CNBC днем позже назовут тем человеком, который смог разговорить Путина. Арктический форум прошел успешно.