Сеть камер наружного наблюдения, доставка товаров с помощью беспилотников, интеллектуальные остановки – и не только! Как Санкт-Петербург становится «умнее», рассказывает Павел Никифоров.
Юрий Зинчук, ведущий: «Ну и если мы заговорили об инновациях, давайте более пристально изучим такой модный и так часто повторяющийся сейчас термин "Умный город". Что это значит? Непостижимая абстракция, которая в действительности есть только в Барселоне, Лондоне или Стокгольме. Или же нет.
Умный Город Петербург. Как сделать так, чтобы мы жили не только в красивом, но и умном городе. И почему мы не используем весь потенциал, чтобы сделать наш мегаполис более комфортным для проживания? Об этом наш специальный корреспондент Павел Никифоров».
Павел Никифоров, корреспондент: «Сейчас в городе одновременно работают 17 726 камер наблюдения, установленных на перекрестках, дорогах, в людных и не очень местах. И если все эти камеры объединятся в одну сеть, которая сможет отслеживать человека, не выпуская его буквально "из кадра", то можно будет не только находить преступников, но и предотвращать сами преступления».
Причём, эти 18 000 — только муниципальные, городские камеры. Если учитывать еще и частные, то эта цифра может вырасти и до сотни тысяч камер. Система городского видеонаблюдения — отправная точка в концепции «Умного города». Без этой системы — ни о каком smart-city или так называемом «безопасном городе» – и говорить не приходиться. Вот как это работает в Петербурге.
Иван Лобацкий, заместитель директора по развитию городской системы видеонаблюдения: «Всегда известно хотя бы ориентировочное время правонарушения. Заявитель, обращаясь к нам, указывает вероятный период времени, когда правонарушение было совершенно. Наши специалисты мониторят этот период, выявляют это правонарушение и сохраняют данные именно в соответствии с запросом».
Другими словами, любой петербуржец может позвонить по телефону указанному ниже и запросить видеозапись с той камеры наблюдения, которая находилась максимально близко к инциденту. Срок хранения данных — 7 дней. Безопасность, комфорт и оперативность — это отправные точки, с которых и начинается «Умный город». «Умный город» – это город будущего, с полностью электронной системой управления. Например, это невероятно быстрая логистика товаров от продавца к покупателю.
Павел Никифоров, корреспондент: «Аэропочта — "интеллектуальная логистика" "Умного города". Одна из крупнейших американских компаний уже начала доставлять свои товары с помощью беспилотников. Идёте вы по Марсову полю, решили сделать на смартфоне заказ, а уже через 10-15 минут к вашим координатам прилетает дрон с посылкой. Это даже не будущее, а самое что ни на есть настоящее».
И суть этого настоящего в том, что, например, транспортные потоки в таком городе регулируют на основе требований жителей. Как? Светофоры с секундомером и речевым синтезатором! Если их интегрировать с системой видеонаблюдения и сведениями о траффике в реальном времени, например, с «Яндекс.Пробки», то можно контролировать потоки машин уменьшая эти самые пробки. Мы связались с компанией IBM, которая внедрила систему «Умный город» во многих городах мира и тем же сейчас занимается в Санкт-Петербурге.
Николай Марин, архитектор по инновационным решениям компании IBM: «Санкт-Петербург с точки зрения развития технологий совершенно точно можно причислить к ряду мировых лидеров. В частности, компании ЖКХ Петербурга — а у нас была возможность убедиться в этом — во-многом превосходят зрелые компании ЖКХ Европы, к примеру, по объёмам водопотерь. В моём представлении — это очень комфортный город».
Кстати, про объемы водопотери — это отдельная история. В Петербурге осуществлена интеллектуальная система подземных коллекторов, в которых «Водоканал» регулирует поток воды, буквально направляя его в нужную трубу. Или вот система «умного светофора» на Малой Морской, который петербуржцы уже окрестили «лежачим». Стык тротуара и дороги подсвечивается тем же цветом, что горит в этот момент и на светофоре. Хотя и здесь можно пойти дальше — и разукрасить всю зебру!
Пешеходные переходы Петербурга — это одна сплошная инновация. Вот переходы на Богатырском проспекте, которые отмечены светодиодными фонарями, заряжающимися от солнца. Точно такие же световые панели устанавливают и на автобусных остановках. По всему городу разбросаны 160 терминалов экстренной связи «Гражданин-Полиция». Если внимательно всмотреться в город, то рядом с некоторыми камерами можно заметить и роутеры, раздающие бесплатный интернет даже на городских мостах.
Павел Никифоров, корреспондент: «На автомагистрали остановка запрещена. Вот еще одна важная и уже реализованная часть "Умного города" — информационные табло, которые есть и на ЗСД, и на кольцевой дороге. Скользкая дорога, боковой ветер, аварии и ремонт дороги — это лишь сотая доля той информации, которую можно передавать на эти мониторы».
А еще «интеллектуальные остановки» с маршрутами и временем прибытия автобуса — внутри такой остановки можно даже зарядить телефон и подключиться к Wi-Fi. Умные парковки с датчиками под асфальтом и информацией о свободных местах. Всё это – уже существующие, но пока разрозненные механизмы, накапливающие терабайты информации. И если эти механизмы связать в одну сеть и обработать накопленную информацию, то это и позволит создать «Умный город». То есть, главное – Санкт-Петербург не нужно усеивать дополнительно новыми датчиками, сенсорами и технологиями — уже всё есть. Осталось соединить между собой.