Хештег «домой» стал символом единения петербуржцев после теракта в метро. Тысячи горожан, бросив все свои дела, приехали в центр города, чтобы развозить по домам незнакомых людей. Репортаж Евгении Альтфельд.
Юрий Зинчук, ведущий: «Мы уже неоднократно сегодня в нашей программе говорили о том, как Петербург повёл себя в этой трудной ситуации. Как лишний раз доказал – нашу особую, еще со времён дореволюционного Петербурга и советского Ленинграда стать. Это знаете, как иногда смотришь на человека, и сразу хочется сказать – да, в нём есть порода. Так и Петербург проявляет себя как человек. По-особенному. Например, хештег "домой" стал символом единения петербуржцев сразу же после теракта. Тысячи горожан, бросив все свои дела, приехали в центр города, чтобы развозить по домам незнакомых людей. Давайте вглядимся в лица этих вполне обычных петербуржцев, которых мы каждый день встречаем и не замечаем, проходя мимо на улице или на лестничной площадке. Евгения Альтфельд продолжит тему».
3 апреля Александр Черепанов вышел с работы в 6 часов вечера, сел за руль и до часу ночи развозил людей по всему городу. Он не выбирал ни пассажиров, ни маршрут, просто подъезжал к автобусным остановкам и предлагал свою помощь. И стал, своего рода рекордсменом.
Александр Черепанов, волонтер, директор по маркетингу магазина музыкальных инструментов: «Проехал около 2000 км, развез 26 человек. Были все как по сценарию: бабушка, беременная женщина, человек не русской национальности, какая-то молодежь».
Хештег «домой» на лобовом стекле за считанные часы стал новым петербургским символом. Некоторые специально брали машину в аренду, чтобы развозить людей по домам. Автомобилисты скооперировались и создали анкету, где отмечают, куда и во сколько едут и сколько человек могут взять с собой. Легче всего было найти попутчика в интернете, поставив точку на карте. Волонтеры писали — помогайте пожилым, они не могут оставить запрос в сети.
– Теракты в Волгограде, в Москве, Питер в этом плане — божественный город. Люди все встают и что-то начинают делать.
Режиссер нашего канала Татьяна Орлова благодарна водителю, который помог ей добраться до дома после вечернего эфира. Иначе бы совсем замерзла на остановке.
Татьяна Орлова, режиссер телеканала «Санкт-Петербург»: «На Пионерской очень долго ждала маршрутку. Вдруг совершенно неожиданно подъехал мужчина: "Дама вас подвезти бесплатно?" Очень милый человек оказался. Мы с дамой, попутчицей оказались у него 9-е и 10-е».
Его зовут Владимир. Больше не знают о нем ничего — почти как в стихотворении Маршака. Съемка мобильного телефона теперь напоминает Татьяне о том вечере, когда люди вновь поверили в людей.
Десятки ресторанов и кафе предлагали прохожим просто так зайти на чай или кофе, чтобы успокоиться и погреться. В объявлениях, которые встречались повсюду — неравнодушие, забота, желание хоть как-то подбодрить. Управляющий этого бара, в двухстах метрах от станции Сенная, приехал на работу за 2 часа до взрыва. Узнав о трагедии, тут же распорядился — помогать всем и каждому.
Александр Седов, бармен: «Да, заходили люди в туалет, заходила девушка зарядить телефон, чтобы связаться с родителями, заходили переждать транспортный коллапс. Весь город пытался помочь, все были едины, это было очень сильно».
Воспитатель детского сада Ольга Мироненко вспоминает, как ее коллеги, отработав утреннюю смену, спешили вернуться на работу вечером, чтобы помочь с детьми.
Ольга Мироненко, воспитатель детского сада №16: «Так обычно деток забирают до 19, в этот день мы закрылись в девятом часу. мы просто детям говорили, что мама задерживается на работе, родители работают по всему городу».
Вот такие объявления размещали на своих страницах в соцсетях жители центра города. Пригласить незнакомых людей на чай – переждать транспортный коллапс и даже остаться на ночь — многим в эти дни казалось естественным. Зинаида Ракицкая написала: Если вы из другого региона, можете остановиться у меня. Могу днём помочь в качестве сиделки в больнице, никаких товарно-денежных отношений. Эту запись передали друг другу по цепочке 4 тысячи человек.
Зинаида Ракицкая, волонтер: «Так совпало, что я живу рядом с НИИ Джанелидзе, куда попало много пострадавшим. Могу помочь днем поухаживать за больными».
Машинист поезда, в котором и произошел сам теракт, Александр Каверин, спас сотни жизней, выведя состав из тоннеля. Его представили к государственной награде, а пользователи соцсетей в знак благодарности собрали для него деньги. Всю собранную сумму Александр отдал одной из своих пассажирок, пострадавшей во время взрыва.
Александр Каверин, машинист: «Я знаю, в НИИ Джанелизде лежит женщина, у нее ампутирована нога, сейчас все хорошо, лекарства необходимые есть, но когда она выйдет из лечебного учреждения, ей будет нужен протез и все необходимое».
Евгения Альтфельд, корреспондент: « Помогать ближнему бросились и простые люди, и крупные компании. Мобильные операторы возвращают деньги за междугородние разговоры в день теракта, заправки бесплатно наливали бензин волонтерам, ЗСД открыл шлагбаум. Взаимовыручка и единение стали еще одним петербургским трендом. В навигаторах до сих пор появляются сообщения с предложением – довезу бесплатно».
Психолог Анна Туманова, как и многие ее коллеги, предложила помощь всем, кому не справится со стрессом и страхами. Но пока никто не обратился, ведь в эти дни люди сами исцеляли друг друга. Многие подметили, 3 апреля 2017 года Петербург пережил единение, сравнимое с трагическим опытом блокадного Ленинграда.
Анна Туманова, психолог: «Есть так называемая память предков, семейная история. Очень сказывается на том, как себя ощущает человек, это уже доказанное явление. То, что наш город имеет опыт единения и коллективного противостояния общей беде, подключилась и эта память».
Трагедия в петербургском метро переплела людские судьбы, стирая привычные границы. За эти дни мы стали внимательнее друг к другу, а город снова показал всему миру, как противостоять любому злу: от фашизма до терроризма.