Окно-призрак, Daily News 1912 года и другие секреты коммуналок – в репортаже Павла Никифорова.

Павел Никифоров, корреспондент: «Только представьте: въезжаете вы в квартиру, а там два больших окна. Но с улицы видно, что их не два, а три, и что третье вовсе не окошко, а самый что ни на есть настоящий витраж, заложенный кирпичной кладкой. И такие находки — настоящая примета сегодняшнего Петербурга, когда коммуналки переделывают в просторные квартиры, обнаруживая под слоями масляной краской, под советскими обоями и за перегородками такие вещи, которые были скрыты от глаз петербуржцев последние сто лет».

Про путаницу с окнами — это абсолютно серьезно. Жилой дом архитектора Лидваля, в самом начале Малой Конюшенной. Когда Екатерина купила и въехала в квартиру в этом доме и начала в ней ремонт, она никак не могла взять в голову — почему внутри всего два окна, а по фасаду — три. Третье – вот это маленькое, узкое окошко. И теперь оставалось главное – найти это же окно внутри квартиры.

– А как вы примерно предположили, где оно находится? Ведь пространство внутри и с фасада не всегда возможно соотнести, найти конкретную точку, где находится окно.

Екатерина, жительница дома Малой Конюшенной, 1–3: «Точка непонятна, но понятно было, что оно находилось между двух окон. Сначала снесли стенку, содрали обои и увидели кладку, и начали её разбирать, и это был очень интересный момент, когда вытаскивали один за другим кирпичи и нашли вот такое чудо».

А вот как это выглядело в момент самого ремонта и разборки кладки. Витраж был замазан белой масляной краской, не хватало фрагментов, но главное – это сам факт его существования – выстроенная перегородка скрыла его на целый век. Кстати, одна из теорий – этот витраж играл не только декоративную роль. Так как он двустворчатый, то между окнами образовалось пространство, в котором могли хранить зимой продукты – такой своеобразный холодильник.

Лиговский, 139. Доходный дом Курицыной. Год постройки – 1908. Год назад в этом узком доме купил квартиру Кирилл Юданов — петербургский ресторатор. Покупал коммуналку из пяти комнат на четыре семьи, переделал в просторную квартиру, какой она и была до революции. Вот, как она выглядела до ремонта. Без интересных находок тоже не обошлось.

Кирилл Юданов, житель дома на Лиговском пр., 139: «Мне повезло не так сильно, как некоторым. Но у меня тоже была одна находка, скорее забавная, чем ценная. Эти бутылочки лежали под тройным слоем досок. Они туда попали, наверное, в очень давний ремонт».
В 1918 году вышел декрет «об отмене частной собственности и недвижимости в городах». Началась эпоха уплотнения, когда просторная барская квартира нарезалась на десятки комнат, а в результате кустарного ремонта исчезали декор, лепнина, камин и настенная роспись. А спустя сто лет – сегодня – мы начали «разуплотнять» коммуналки, параллельно находя скрытые от глаз вещи – и это уже целое явление. Но Кирилл пошёл дальше. Закончив с квартирой, он переключился на парадную.

Кирилл Юданов, житель дома на Лиговском пр., 139: «Парадная была выкрашена в ядовитый зеленый цвет. Приём в этот цвет было выкрашено всё: и стены, и потолок и перила».

Вот как парадная выглядела до ремонта. Грязная, с известным запахом, странного цвета. Кирилл пошёл в местное ТСЖ, но помощи не дождался. Пришлось делать всё самому: в итоге раскрылась лепнина, открылся камин, стены обрели родной, сероватый цвет фасада. Это тоже новое явление, когда собственными силами петербуржцы реставрируют свой дом. Не квартиру, а именно дом.

Григорий Лысак – потомственный художник. Он часто занимается ремонтом и реставрацией петербургских особняков и доходных домов. И во время этой работы, под слоями советских обоев, краски и штукатурки Григорий находит газеты, которые использует в своих же картинах.
Григорий Лысак, художник-архитектор: «Этот советский период прекрасен тем, что по большому счету люди ничего не делали — они просто клеили сверху, клеили сверху… они красили, клеили, слоями… когда даже мы дергали несущие стены и добирались до кирпича, мы находили там газеты начала 20 века, под этой масляной зеленой краской все сохранилось».

– Самое необычное, что вы находили под этими слоями?
– Я нашёл газеты «Дэйли ньюз», датированные за пять дней до крушения Титаника. 10 апреля 1912 года.

И из этих газет можно не только картины создавать, по ним можно изучать историю: мира, страны, нашего города. У Григория целая серия картин, посвященная газетным находкам — где помимо новостей о Титанике, встречаются и сводка с бирж, и криминальные новости и блокадные заметки. Краска и перегородки сохранили, законсервировали все эти артефакты прошлого. И сегодня, переделывая коммуналки и ремонтируя парадные, эти артефакты нам снова открываются. Вот такие вывихи истории, которые открывают целый пласт, казалось бы, навсегда утерянного.