Что ни день, то праздник в Михайловском театре. В этом году он отмечает сразу три юбилея: 185 лет самому театру, 85 лет постоянному балетному коллективу, а вековой рубеж пересекает оперная труппа.
Отсчет ведут с марта 1918-го, когда Петроград увидел «Севильский цирюльник». Затем театр станет площадкой для новаторства, там будут созданы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Пиковая дама» Мейерхольда. Михайловский XXI века старается соответствовать своей истории, экспериментируя и не забывая традиций. В этом убедился Павел Богданов.
Павел Богданов, корреспондент: «Такой парадокс — 185 лет театру и только 100 оперной труппе — объясняется просто. На этой сцене выступали приглашенные артисты. Например, Сара Бернар или Федор Шаляпин. Но в 1917 году звезды покинули страну, и собственная труппа появилась только после Октябрьской революции по указанию нового Советского правительства».
Да и собственный репертуар складывался постепенно. Зато в нем было немало редких произведений. Здесь ставили сейчас уже почти забытые оперы Сергея Слонимского и Дмитрия Кабалевского. История театра вообще красной нитью прошла через весь юбилейный вечер. В том числе и благодаря историческим кадрам, которые принесли немало открытий.
Кроме отечественных авторов в послереволюционные годы в театре живо интересовались западными новинками. Во время путешествия по Европе выдающийся музыковед Борис Асафьев лично купил оперный клавир «Прыжок через тень» у начинающего композитора Эрнста Кшенека. Премьера этого произведения о гипнотизере-диктаторе состоялась в 1927 году. Спектакль выдержал почти три сотни показов, на него специально приезжали из других стран, но потом он исчез из репертуара театра, став настоящей редкостью.
Но и о классике жанра здесь всегда помнили. Годы брежневского застоя — расцвет классического репертуара в Малом оперном. Здесь ставят «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и «Золотого петушка», арию из которого в юбилейный вечер исполнила оперная дива Аида Гарифулина. А в 2009 году в Михайловском возобновят классическую постановку «Тоски» Пуччини. Что десять лет назад, что сейчас в роли барона Скарпиа — прославленный баритон Сергей Лейферкус. Он поступил в Малый оперный сразу после окончания Консерватории в начале 1970-х годов, равно как и Нина Романова, которая в течение десятилетий была ведущей солисткой театра, затем покинула сцену, но ради юбилея согласилась вернуться на один вечер.
Конечно, какое бы направление не выбирал театр в своей репертуарной политике, опера была и останется элитарным искусством, которое надо обязательно охранять и сохранять. Но при этом она ни в коем случае не должна оставаться антиквариатом. «Ставить как прежде» — это утопия. Понимают это в Михайловском, который и сто лет назад, и сейчас готов к новым идеям, новыми именам и самым неожиданным экспериментам. Но при этом сохраняет в афише и хорошо известные названия. В этой эклектике, наверное, и есть секрет успеха современного театра.