Как любой большой автор, Бергман был противоречив. В начале карьеры получил прозвище «демонический режиссер»: за сложный характер и ужасное поведение на площадке.
Женщины влюблялись в него без оглядки. Он мог снимать точные психологические портреты или полную абстракцию, шутить или быть мрачным. Самого себя определял как сумму прочитанного, увиденного и прочувствованного. И вот отсюда главные темы в его творчестве:
Сны и реальность
Гениальный режиссер по определению Бергмана – тот, кто умеет стирать границы между реальностью и сном, воплощать на экране свои видения и никому ничего не объяснять. Андрея Тарковского Бергман считал недосягаемой величиной. Сам смешивать грезы с жизнью начал еще в ранних фильмах. Картина «Тюрьма» о визите дьявола на Землю не понравилась почти никому. Кроме самого Бергмана. Который еще и добавил небольшое изображение дьявола к своей официальной подписи.
Смерть
Мы проживаем жизнь и думаем о ее завершении: есть ли что-то после? Мысль из последнего фильма Бергмана. Хотя смерть как полноправный герой появилась еще в первых литературных опытах шведа. Тогда он подражал Эдгару Алану По. Самую известную – «Смерть» придумал на съемках «Седьмой печати». Критики шутили: после этого фильма кажется, что и твоя смерть будет так выглядеть и говорить по-шведски. Хрестоматийной стала и концовка ленты — импровизация, снялись в которой случайные люди, бывшие в тот момент на площадке.
Семья
Сын лютеранского пастора и медсестры, Бергман воспитывался в строгости. Семейные отношения навсегда станут для него сложной темой. Как в личной жизни (у него было 5 браков и 9 детей), так и в творческой. «Сцены из супружеской жизни», «Фанни и Александр» – энциклопедии отношений полов и отцов и детей. С неутешительным выводом: все семьи несчастливы по-своему.