Реставрация века. Что происходит под защитным коконом, который укрывает памятник Николаю I? И какие секреты хранят символы Петербурга? Репортаж Евгении Альтфельд.
Попасть внутрь защитного купола — как впервые увидеть памятник, знакомый с детства. Так близко бронзового Николая могли рассмотреть лишь реставраторы.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «О масштабах грядущей реставрации можно судить уже по лесам, 5 этажей, уникальная конструкция, защитный купол, который спроектировали специально для этой операции».
Сверху скульптуру страхуют цепи, по бокам — щиты, которые подхватят в случае падения. Скульпторы 19 века не рассчитывали, что памятнику придется выдерживать такую вибрационную нагрузку — у его основания годами парковались туристические автобусы.
Сергей Макаров, председатель КГИОП: «Мы, честно скажу, не очень понимаем, в каком состоянии находится памятник, по визуальному осмотру состояние его не очень хорошее, поэтому было спроектировано укрытие, которое его удержит в случае чего. Береженого Бог бережет. Устроены леса таким образом, чтобы скульптура стояла на своем месте при любых условиях».
Трещины у подножия фигуры, дикая патина, которая разъедает металл, каррарский мрамор сильно изношен. Но помимо самой реставрации, есть более важная цель — раскрыть загадку внутреннего устройства знаменитой конной статуи на двух опорах. В 19 веке она стала настоящим техническим чудом и инженерный прием, который использовали два гения — Фальконе и Клодт — до сих пор остается тайной. У реставраторов есть лишь отрывочные сведения об устройстве подножия памятника.
В крупе коня есть потайной люк, при помощи эндоскопа исследователи смогут заглянуть внутрь и понять, как устроена скульптура изнутри. Что за секретный прием уберег бронзового Николая от уничтожения после революции? Конную статую решили сохранить лишь из-за ее уникального инженерного решения.
Современники Клодта говорили — любая его мысль принимает очертания лошади. Клодт был вольнослушателем Академии художеств, жил и работал в одном из подвалов, куда он и водил лошадей, чтобы изучать их пластику — так начиналась карьера знаменитого скульптора. Как и их знаменитые предшественники, нынешние студенты Академии рисуют и лепят лошадей — с натуры.
Лошадь по кличке Ласковая, больше напоминает не изящного Николаевского скакуна, а грузного коня его внука — Александра Третьего, чей памятник во дворе Инженерного замка в народе еще сто лет назвали «бегемотом на комоде». Но для студента Академии Художеств Арсена Левоняна — это идеал скульптурного воплощения лошади. Он ведет Ласковую в мастерскую.
Грузная лошадь проходит по узким коридорам, в мастерской ей предстоит позировать не один час. По мере возможностей. У будущих скульпторов это занятие — самое долгожданное, лепить лошадь с натуры в мастерской за все годы обучения им доведется всего один раз. В музее городской скульптуры собраны макеты самых значимых памятников Петербурга. Их хранителю Надежде Ефремовой довелось принять участие в исследовании Медного всадника, который был сильно поврежден. 1976 год — группа исследователей вскрывает потайной люк в крупе лошади:
— Фальконе все сделал сам: и точнейшие расчеты, и отлил собственноручно. Нева — ветра и простор площади — нужны были гарантии устойчивости. Он задумал несколько секретов, о которых никто не знал.
Один из реставраторов спустился внутрь — вот уникальный снимок, который был сделан прямо из чрева лошади. Все были уверены, создавая будущий символ Петербурга, Фальконе использовал известный прием. Обруч вокруг крупа коня, от которого идут балки в ногах и хвосте — три точки опоры. Но ленинградских экспертов ожидало настоящее открытие.
Третьей точкой опоры служит место соединения хвоста и змеи, оно дает устойчивость при сильном ветре с Невы. Но пластично настолько, чтобы металл не ломался под его порывами. Еще одним открытием стало послание от реставраторов начала 20 века, где они рассказали о своей работе, о 150 ведрах воды, которые вычерпали из памятника, и трещинах, которые прочно заделали. При будущей реставрации памятника Николаю специалисты наверняка также заложат капсулу с описанием работ по спасению знаменитой скульптуры на двух точках опоры.
А пока современные скульпторы ищут новые форматы конных статуй. Вот проект памятника особенной дате – возвращению городу исторического имени. Судя по всему, тема конных монументов в Петербурге не теряет актуальности и в 21 веке.