Подходит к концу строительство платной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Какие есть минусы у новой дороги? И как изменится жизнь двух столиц? Репортаж Андрея Фёдорова.

— Когда есть альтернатива – всегда хорошо.
— Впечатления положительные, дорога хорошая, освещенная.
— Для меня очень дорого.
— Торговля плохая стала из-за трассы.
— Что-то надо придумывать, так не выжить будет.

Новая скоростная трасса М 11 от Петербурга до Москвы пока вызывает разные, противоположные мнения. К этим героям мы вернемся позже, когда доедем до Новгородской области. А начнем с Петербурга.

Андрей Федоров, корреспондент: «Пересечение набережной Фонтанки и Московского проспекта, самый первый верстовой столб. Именно отсюда в 18-м веке и начинался Петербургский тракт. Вот табличка с указателями — до Царского села — 22, до Москвы — 675 верст. При этом, по словам очевидцев того времени, до загородной резиденции дорога была образцовой.  А вот все, что дальше навевало на путников тоску».

Про нее писали многие, а из тех, что на слуху — Пушкин и Радищев. Поэта вспомним строками из Евгения Онегина — «Теперь у нас дороги плохи, мосты забытые гниют». А по пути автора «Путешествия из Петербурга в Москву», которого Екатерина называла бунтовщиком хуже Пугачева, отправимся сами.

Первая остановка уже в черте города, где идет строительство одного из двух последних этапов масштабного проекта. В нескольких километрах от Пулково будет въезд и пункт оплаты с самым широким участком в 25 полос. С таким размахом в городе еще не строили.

Андрей Федоров, корреспондент: «Длинный, высокий, выдержит любое наводнение. Мост через реку Ижора тоже называют сложным инженерным сооружением, хотя вовсе не уникальным. При этом именно он стал долгостроем и затормозил сдачу 8-го участка трассы. Возведению помешала неожиданная находка».

Сроки сдачи объекта перенесли наши предки из железного века. На раскопку их поселения ушло полгода.  Еще больше времени потрачено на проектировку и реализацию проектов по обходу уже существующих городских коммуникаций. На пути трассы были нефте- и газопроводы, линии электропередачи и железная дорога.

Это про тоннель, который с первого взгляда вовсе не масштабный, пройти пешком его можно всего за несколько минут. Вот только такая технология строительства в России еще не применялась.

Александр Лаврентьев, начальник отдела по контролю за организацией работ 8 этапа строительства трасс М11: «Над нами на рельсах были установлены специальные датчики, стоял специальный прибор, который в автоматическом режиме каждые 20 минут осуществлял съемку положения рельсового пути, и при возможности просадок подавался сигнал».

Еще одну часть пути я преодолею на фуре логистической компании,  которая на рынке уже больше 20-ти лет. Про дороги здесь знают все, маршруты рассчитывают до копейки. И на удивление, вместо бесплатной М10, выбирают 11-ю. Оказалось, что на некоторых участках не действует  система «Платон». Это когда  компании платят за перевозку каждой тонны груза по федеральным трассам.

Сергей Иконников, исполнительный директор логистической компании: «Если бы не пользовались платной трассой, то мы бы платили более 600 рублей, а по тарифам оператора уходит 470 рублей. Мы экономим по деньгам, по запчастям, по расходным материалам и на топливе, благодаря тому, что экипаж едет с равномерной скоростью».

90 километров в час.  Выехали вечером.  В Москве будут утром. По пути лишь несколько остановок, не то, что раньше.

Вячеслав Арсентьев, водитель: «В Волочке стояли по 4 часа. Километров по 30 были пробки. Один светофор единственный в Вышнем Волочке, и вся Россия перед ним кланялась, в пробках стояла, а сейчас вообще замечательно».

Но, по словам Вячеслава Арсентьева, у новой трассы есть не только плюсы, но и много минусов. Подсчитаем. Сравниваем два стокилометровых участка под Великим Новгородом. Поехали!

Покрытие трассы.  М11 — самовосстанавливающееся полотно нового поколения.

Инфраструктура. Новая дорога не пересекает ни одного населенного пункта. Заправок мало, кафе и магазинов вообще нет. На старой – больше, чем нужно.

Скорость. На М10 редко разгоняемся до 80. Светофоры, пешеходные переходы и заторы. М11 – ограничение 130 километров в час. Нашему водителю очень понравилось.

Связь. На старой трассе 4g почти везде. На новой сеть вообще отсутствует.

И, пожалуй, самое главное — цена.

Андрей Федоров, корреспондент: «Стоимость проезда по М11 зависит от времени суток и вида транспорта. Чем больше машина — тем дороже. Например, для легковушки, как у нас, 3 рубля 60 копеек за километр, для автобусов уже 9. Весь путь от Петербурга до Москвы обойдется в 2000 тысячи. Но ведь к этой сумме нужно прибавить расходы на топливо. Складываем и получаем 5200 рублей. На "Сапсане" или самолете выходит дешевле».

Без связи и магазинов новую магистраль называют «мертвой трассой». Правда, в основном те, кто живет на старой. Той, которая сама потихоньку умирает. М11 изменила не только природные ландшафты, но и жизнь тех, кто живет неподалеку.

Юлия Ветрова, продавец: «Раньше летом дорогу не перейдешь спокойно, это надо ждать, даже на пешеходных переходах, а сейчас, как говорится, хоть ложись, тебя не переедут, машин стало намного меньше. Весь поток там».

Пирожков теперь продают в 4 раза меньше. Закрываются магазины, кафе и даже заправки. А запыленные таблички у обочины уже никто не чистит.  И это произошло всего за год после открытия параллельного скоростного участка.

— Заезжают только знакомые, те, кто раньше покупал. Они с новой дороги сворачивают и приезжают.

Кстати, все это здесь уже переживали. В середине 19-го века после запуска Николаевской железной дороги. Тогда поселки с почтовыми станциями стали нищать. Возможно, такая же участь ждет и современные населенные пункты.

Можно по разному относиться к М11. Но факт остается фактом — еще одна магистраль для страны площадью в 17 миллионов квадратных километров — это не просто дорога. Вопрос государственной важности.