Как у Хармса: одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна. Такого в культурной столице ещё не было. Здесь занавес — лишь формальная декорация: не люди, толкаясь, пробираются к сцене, а сцена сама возникает внутри толпы. Летит над площадью от центра к периферии шоу барабанщиков, канатоходец отважно несёт олимпийский огонь к статуе Аполлона, и Одиссей плывёт через море зрителей — события Троянской войны впервые разыгрываются прямо в воздухе. Открытие Театральной олимпиады по своему размаху напоминало открытие главных спортивных игр. Вот только продлится она не один месяц, а целых полгода.
Николай Рощин,главный режиссёр Александринского театра, режиссёр-постановщик Церемонии открытия Театральной олимпиады в Санкт-Петербурге: Мне кажется, смысл Олимпиады в том, чтобы представить как можно больше течений. Чтобы зритель мог их увидеть практически одновременно. От каких-то камерных психологических невербальных, молчаливых спектаклей, спектаклей-монологов, до уличного шоу.
На шоу-открытии выступал лишь один петербургский театр. Весь вечер на площади провели артисты из Германии, Франции, Польши и Нидерландов, и зритель мог уловить ключевые отличия сценических школ — их не скрыть даже под цирковой маской уличного искусства.
Бартек Ценява,актёр Театра «КТО» (Польша): В Германии есть два русла: очень серьезного, тяжёлого театра и комедийного, лёгкого. В Польском театре — страна, в которой как бы не очень легко с историей — там театр занимается важными вещами, а там, где всё хорошо, можно развлекаться.
Сергей Мардарь,актёр Александринского театра, приглашенный артист театра Titanic (Германия): Европейский театр более остросоциальный, то, что у нас особо не приветствуется. Там политика — это часть жизни, а у нас политических вопросов сторонятся, то есть это не особо популярный театр, а там это в порядке вещей. А так — особых различий нет. Музыка правды — она везде одинакова.
Современный зритель искушён: он требует зрелищ, соединения жанров и смелых экспериментов. Так год за годом всё меньше площадок занимает русский психологический театр, основанный на классической литературе.
Николай Рощин,главный режиссёр Александринского театра, режиссёр-постановщик Церемонии открытия Театральной олимпиады в Санкт-Петербурге: Многим людям не нравится классический театр вообще, они устали от него, они ищут что-то новое и обязательно его найдут — найдут точно в программе этой олимпиады.
Конечно, уличные театры, захватившие площадь Островского, больше напоминают цирк, но и первые постановки в рамках Театральной олимпиады не менее яркие и зрелищные: «Колокольчики и заклинания» дочки и наследницы традиций Чарли Чаплина, «Донка. Послание Чехову» Даниэле Финци Паски с участием танцоров, клоунов и акробатов, «Сны Босха» — спектакль-путешествие в фантастические миры художника. Но это только начало. На фестивале можно будет проследить всю эволюцию театра: от площадных представлений со скоморохами до длинных чувственных монологов в чёрной коробке сцены.