Само имя Моцарта может служить нам примером того, чем отличается всем известное от настоящего. Начнем с самого имени, потому что Амадеусом его никто из современников не называл. Иоган, Кристос, Вольфганг, Теофил, последнее из этих имен «любимый господом» перевел в благозвучное Амадео, но даже сам не подписывался так. Про смерть от яда Сальери и говорить не стоит. Моцарта не хоронили как нищего в общей яме. И даже череп его, на добрую память хранящийся в Зальцбурге, говорят, принадлежал не ему. Чем беспокоить прах композитора, лучше искать что-то новое в его музыке. В этом году сюрприз петербургским меломанам преподнес фестиваль Камерной оперы, а именно произведение Моцарта, которого у него нет. «Мой гусь недожарен», — говорил сам композитор о двух неоконченных фрагментах, которые артисты Венгерской государственной оперы превратили в спектакль «Каирский гусь». Моцарта додумали, дополнили и кое где даже дописали, впервые превратив в полноценное сценическое произведение. С новым Амадеусом знакомилась корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дарья Патрина.
«Я готов плакать, когда слышу оперную арию. Писать оперы — моя идея фикс», — так говорил Моцарт, который, как известно, очень любил этот музыкальный жанр. Мировые сцены по-прежнему отвечают композитору взаимностью. «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта, «Так поступают все женщины» и даже ранняя «Похищение из сераля» не сходят с театральных подмостков. Казалось бы, чем еще удивить искушенного зрителя? Только далеко не самой известной оперой великого Вольфганга Амадея. Точнее, даже двумя — «Каирский гусь» и «Обманутый жених».
СИЛЬВЕСТР ОКОВАЧ, руководитель Венгерского государственного оперного театра: «Сюжет здесь не более интересный, но и не более глупый, чем в других оперных историях. Главное — музыка. Например, чудесная увертюра «Каирского гуся». Но в конце она переходит в квартет, и значит ее невозможно исполнять на концерте, только на сцене. Вот почему я много лет хотел поставить этого неизвестного Моцарта. Ведь иначе никто не услышит эти мелодии».
Пастиччо — в переводе «паштет» или «смесь» — популярный в XVIII веке оперный жанр. В наши дни пастиччо сделали из произведений Моцарта. И вот что это значит: его две неоконченные оперы, создававшиеся приблизительно в середине 1780-х годах, сплелись в одном либретто и в одной партитуре.
ПАЛ НЕМЕТ, дирижер, музыкальный редактор Венгерского государственного оперного театра: «Сохранились только отдельные фрагменты двух опер и те не всегда целиком. Где-то только была прописана вокальная линия, где-то только линия для отдельных инструментов оркестра. Я много времени провел в библиотеках, восстанавливая пробелы. Мне важно было передать сам дух Моцарта».
Важно, что для оперы «Каирский гусь» Моцартом был написан не только первый акт, но и финал. В оперном творчестве композитора это первый настоящий, насыщенный событиями финал оперы-буффа. Здесь впервые разграничились роли через различные музыкальные характеристики. То есть был сделан первый шаг к музыкальной комедии характеров. Вот почему музыковеды именно этот творческий период Моцарта называют «прелюдией к его великим операм».
ИШТВАН КОВАЧ, солист Венгерского государственного оперного театра: «Мой Дон Пиппо – смешной персонаж. В нем много юмора. Кстати, моя ария была полностью написана и окончена Моцартом. И мне кажется, она — шедевр. Интересно еще и то, что эти оперы созданы до, но часто во время исполнения слышишь — о. Что-то очень похожее на Лепорелло или на Фигаро, или на ансамбль из «Так поступают все».
Как и положено, в сюжете оперы-буффа много любви и нагромождение препятствий. Но зритель может быть уверен, что все закончится хорошо. В исполнении Венгерской государственной оперы Моцарт звучит легко. А временами даже беззаботно.