Мы говорим «интересный фильм про войну». Никаких ведь реакций? А если вдуматься, что интересного может быть в войне? В кино есть разделение: фильмы о ее чудовищной сути, и берущие оттуда захватывающие обстоятельства сюжета. Этот интересный жанр памяти о великой войне осторожно начинают осваивать выставочные пространства. К примеру, в начале года в «ЛЕНРЕЗЕРВЕ» выстроили целый квартал блокадного Ленинграда. В натуральную величину декорации наполнили подлинными историческими экспонатами. Интерактивная инсталляция напоминала съемочную площадку, по сути предлагала пешеходную экскурсию в военное время. В том же духе проложен новый маршрут в Севкабеле. На этот раз это «Дорога через войну» через все ее окопы до самого Рейхстага. Команда «Невский баталист» дала панораме подзаголовок «Память говорит». Так ли это на самом деле, или все же знакомый жанр «кино и немцы»? С подробностями корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александра Мымрина.
АЛЕКСАНДРА МЫМРИНА, корреспондент: «У меня в руках книга отзывов. Обычно посетители видят ее в самом конце после выставки, но тут хочется сделать исключение — показать вам ее сразу. Проект «Дорога через войну» открылся менее месяца, а в этой увесистой книге уже нет ни одной пустой страницы — здесь сотни слов благодарности».
Война от простого дома в белорусской деревне до стен Рейхстага на площади в две тысячи квадратных метров. Почти полгода монтажа выставки. Около 50 человек в команде, выросшей из поискового отряда — художники, реквизиторы, историки. И примерно столько же героев экспозиции. Все это, если говорить в цифрах, впечатляет. Но не цифры заставляют посетителей оставлять те отзывы. За каждым героем здесь, выдуманным или реальным, своя судьба, свои чувства, свой подвиг.
ДМИТРИЙ ПОШТАРЕНКО, автор проекта «Память говорит. Дорога через войну»: «За 6 лет мы вместе с командой по всей стране сделали более 14 экспозиций. Появилась мечта на большой площадке рассказать не историю одного боя, а всей войны. Это трехмерная панорама, в ней совмещены жанр кино, театра и музея. Вместе они образуют новую форму. Мне очень нравится в отличие от прошлых экспозиций, что здесь люди погружены в ту историю, что мы воссоздали, совершенно молча — ищут детали и фрагменты, на которые им бы хотелось уделить время, то есть нет экскурсовода, который показывает пальцем, а есть ты и экспозиция. И ты сам выбираешь, что тебе сейчас интереснее в данное мгновение. Ты можешь прийти сюда и что-то новое откроешь».
ЕВГЕНИЙ ПОПОВ, арт-директор проекта «Память говорит. Дорога через войну»: «Повествуется о всей истории войны от лица одного человека, сельского учителя, о том, как он прошел всю войну до конца и вернулся обратно к своему уже разрушенному дому».
МАРИЯ ВОЛОХ, реквизитор: «Что-то приходится шить самим, что в дефиците или тяжело достать. Какие-то вещи — это с барахолки, различные интернет-площадки, со всей России приезжают сюда».
АЛЕКСАНДРА МЫМРИНА, корреспондент: «Вот здесь мы находимся — это Тула у нас?».
ДМИТРИЙ ПОШТАРЕНКО, автор проекта «Память говорит. Дорога через войну»: «Да, завод в Туле».
АЛЕКСАНДРА МЫМРИНА, корреспондент: «Мы видим башня танка, пулемет, это где все находили?».
ДМИТРИЙ ПОШТАРЕНКО, автор проекта «Память говорит. Дорога через войну»: «Орудие нам предоставил Музей «Битвы за Ленинград», Т-34 мы сделали с нуля, минометы тоже предоставил музей. Мы по первости боялись так на первый план ставить фигуры, но по опыту панорамы «Прорыв» мы понимаем, что все-таки больше с уважением к ним люди относятся. Оттого, что они прикоснутся к руке или пиджаку, хуже не станет. Подкрасить портрет не так сложно, зато для зрителя куда больше вызывает интереса, больше впечатлений, больше мотивации узнать что-то об истории страны или семьи. Здесь нет задачи, чтобы зритель запомнил абсолютно все, это не получится. Он унесет некие исторические события, узнает про Лужский рубеж, что каждый третий строил его и защищал, узнает, что были такие заводы в тылу. Это уже будет большое дело, если так случится».
ЕВГЕНИЙ ПОПОВ, арт-директор проекта «Память говорит. Дорога через войну»: «Мы до сих пор что-то где-то доделываем, дополировываем, хотим, чтобы у посетителя было максимальное погружение, самые яркие впечатления, чтобы он понимал нашу задумку. Мы не говорим о том, что война это здорово. Мы можем повторить или что-то такое. Это только чьи-то испорченные судьбы, кровь, грязь, слезы».
Вопрос, которым полвека назад задавался поэт Юрий Воронов — «Опять война, опять блокада — а может, нам о них забыть?» — уже давно не вопрос. Забывать нельзя, об этом говорят повсюду. Но как о ней помнить, каждый выбирает сам.