«Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь — делай ее с товарища Дзержинского!». Так писал Владимир Маяковский в 1927 году.
Сегодня времена поменялись, герои другие, и вот авторы спектакля «Сочинение про Джобса» уверенно говорят молодежи от девяти лет включительно: делай ее с господина Джобса.
На сцене за два часа перед зрителем проходят звездные моменты знаменитого изобретателя, предпринимателя и промышленного дизайнера, начиная с первых продаж до поста главы корпорации. Разумеется, хорошо, что сегодняшнему зрителю вместо главы политического сыска на посту национального кумира предлагается создатель айфонов и айпадов, но все же не оставляет чувство неудовлетворенности: не нашлось кого-нибудь поближе?
Если теперь ясно, что делать жизнь молодежи следует со Стива Джобса, то не совсем понятно, с кого актерам лепить образ этого самого Стива. Несмотря на доступные видеоинтервью и фильм. Кто видел, как он двигается по комнате, как у Джобса-подростка болтаются руки, как он разговаривал с друзьями в детстве, и как в зрелом возрасте — с начальником и подчиненными?
Спектакль учит нас, во-первых, быть гениальными, во-вторых — успешными, в-третьих — настойчивыми, а в-четвертых, в выборе между человеческим и профессиональным предпочесть второе.
Спектакль идет в хорошем темпе, убедительная игра актеров. Остроумный финал. Отклик у аудитории, особенно у подрастающего поколения, очевиден.
Но легкий критический зуд все же подталкивает задать вопрос: что это было такое? Инсценированная биография? Двухчасовая реклама Apple? Или все-таки предмет театрального искусства?
Если, как уверяет режиссер, это прежде всего — спектакль, то есть сомнения, действительно ли он сможет отвлечь современного подростка от айфона и айпада и привести его в театр, или наоборот, еще больше закабалит его в продуктах фирмы столь почитаемого Стива Джобса?