Год под эгидой театра. 12 месяцев, наполненные премьерами, фестивалями и гастролями. В этом масштабном шоу участвовали более 600 российских театров! И вот, что вышло. Репортаж Татьяны Баженовой.
Старт Году театра дали в Ярославле в декабре 2018-го. Символично, что открытие прошло на старейшей драматической сцене России — в театре драмы Федора Волкова.
Владимир Путин,президент России: «Театр — это уникальное искусство. Здесь есть всё: и танец, и вокал, и игра артистов. Это удивительное по своему воздействию на людей искусство. Поздравляю вас с началом Года театра в России!»
Сочетание, которое раньше звучало немыслимо — Театральная олимпиада. Соревнование, смотр, ярмарка сценического тщеславия. Именно это событие стало ключевым в Год театра. Столицей олимпиады объявили Петербург. Свои хиты привезли мэтры мировой сцены — Уилсон, Терзопулос, Люпа, Финци Паска.
Чтобы увидеть хотя бы несколько таких спектаклей, нужно объехать Европу и выкинуть несколько сотен евро. А тут — всё в одном городе. Марафон длился полгода. Петербург увидел богатое театральное "ассорти" – многие европейские форматы у нас просто не практикуют. Нет на российской сцене пластических видеоинсталляций и мультимедиа-цирка.
Жанна Зарецкая,театральный критик: «То, что множество театров первой величины, первого ряда, эшелона, приехали в наш город, это, конечно, очень значительно. Те, кто хотел раздвинуть границы своего сознания, те могли это сделать. И могли осознанно и осмысленно понимать, что такое театр».
Мало кому выделяют целый этаж Большого драматического театра в день рождения. Да никому! Только Олегу Басилашвили. Народный артист СССР в сентябре отпраздновал 85-летие. К юбилею в БДТ оформили выставку — первый этаж театра расписали цитатами Басилашвили. А он как обычно по-ленинградски скромен: интервью не дает, творческих вечеров не устраивает. Только усердно работает.
Олег Басилашвили,народный артист СССР: «Во имя чего Товстоногов создавал БДТ? Чтобы сделать людей лучше? Да не было никогда таких мыслей! Просто тянуло его что-то туда. А кто тянул? Бог! Мы должны понимать, что мы не Товстоноговы, но в каждом из нас дано что-то, чего мы не имеем права расплескать».
А в финале года юбилей отметила Алиса Фрейндлих. Народной артистке СССР в Большом драматическом посвятили комнату «Розовой дамы» – в память об одной из знаковых её ролей. Хотя запоминающихся образов у Фрейндлих были десятки. В этом году прошла очередная премьера с легендой ленинградского театра – Фрейндлих сыграла американскую писательницу в спектакле «Волнение» Ивана Вырыпаева.
Татьяна Баженова,корреспондент: «Невский проспект. Практически золотой треугольник петербургских театров. Недалеко Александринка, БДТ, театр комедии Акимова, Театр музкомедии, Михайловский. И главная театральная касса. Лучшее место, чтобы встретить зрителей и узнать у них, какая премьера Года театра запомнилась им больше всего».
Кажется, ни одна премьера этого сезона не стала сенсацией. Или же петербуржцы невнимательно следили за афишей.
Дмитрий Мозговой,заместитель председателя Союза театральных деятелей России: «Что касается Москвы и Петербурга, то я считаю, что это самодостаточные города, в которых сосредоточена большая культурная жизнь. Может быть, в Москве и Петербурге год театра не так ярко прошел. Но для регионов это точно было событием».
Рудольф Фурманов,художественный руководитель Театра антрепризы им. А. Миронова: «Год театра — это не только премьеры, аплодисменты, фестивали, но и забота о его величестве артисте! Особенно об артисте, который находится в театральной провинции».
Его имя в этом году не сходило с газетных заголовков: режиссер Константин Богомолов выдавал инфоповод за инфоповодом — и для светской хроники, и для рубрики «культура». Его имя для российской сцены уже давно имеет большое значение. Творческую энергию последние два сезона Богомолов активно направляет в Петербург. В этом году он поставил «Одиссею 1936» в Театре антрепризы Миронова. Кстати, именно этот спектакль завершал Год театра гастролями в Ярославле — на сцене театра имени Федора Волкова. Вторая работа Богомолова – «Преступление и наказание» в «Приюте комедианта».
Дмитрий Лысенков,актёр: «Никто не ожидал, что это будет так ясно по мысли. И что 3,5 часа люди могут слушать просто текст. Вообще такого у нас немного».
Илья Дель,актёр: «Феномен в том, что он безумно талантлив. И очень умен. Что человек блестяще владеет режиссерской профессией. И он уникальным образом умеет работать с артистами, она заранее знает, чего он хочет от артиста».
Под занавес года серьезно повздорили два мэтра: Валерий Фокин и Борис Эйфман. Повод для ссоры — аренда Александринской сцены для балетных спектаклей Эйфмана. Артисты Александринского написали открытое письмо. В нем утверждали, что хореограф со своей труппой не считается с творческими планами театра и диктует даты аренды.
Валерий Фокин,художественный руководитель Александринского театра: «Вышло письмо, подписанное десятью народными артистами, где была обозначена позиция театра, вот и всё. Чтобы с этой позиции считались. Что тут еще комментировать? Борису Яковлевичу дано беспрецедентное количество дней – 20. Снижена арендная ставка. А Борис Яковлевич хочет, чтобы театр подлаживался под планы его коллектива».
В ответ на претензии Александринки Эйфман созвал пресс-конференцию, где высказал свою позицию. По его версии, театр препятствуют выполнению госнормы! Борису Эйфману нужно давать в Петербурге по 20 спектаклей в год.
Борис Эйфман,художественный руководитель Театра балета Б.Эйфмана: «Я хочу сохранить своё присутствие в этом театре на законном основании. Поэтому я обращаюсь через вас к руководству Александринского театра, чтобы они перестали меня травить, унижать. И вспомнили мою значимость для искусства России и для балета России!»
Мультимедиа — вот то, что становится новым художником на театральной сцене. Занавесы, декорации, реквизит и даже артиста теперь можно нарисовать на компьютере. В этой студии создают digital-спектакли. Говорят, цифровое оформление — требование динамичного времени. Зрителям становится неинтересно смотреть постановки без экранов и проекций.
Глеб Фильштинский,театральный художник, режиссер мультимедиа: «Эти технологии позволяют сделать не быстрее, а больше. Если правильно этим пользоваться, они помогают сделать глубже, многограннее. Открыть больше смыслов за одну единицу времени на сцене. Конкурентное поле другое, визуально зритель уже привык к другому. Хочешь не хочешь, а театр конкурирует с кино, с телевидением».
За digital-оформлением – будущее театра. Главное, чтобы в этом будущем осталось место великому драматическому искусству.