«Троя: миф и реальность» – такой выставочный блокбастер проходит сейчас в Британском музее. С помощью трех сотен экспонатов там пытаются «оживить» историю. Артефакты, найденные при раскопках Генрихом Шлиманом, папирусы и дощечки, на которые неизвестные ученики античности переписывали строки «Илиады» и «Энеиды», идеальные образы эпохи романтизма – Ахилл и Елена Прекрасная, выполненные в мраморе.
Создатели экспозиции позаботились и о тех, кто до Лондона добраться не сможет. В блоге Британского музея можно изучить публикации о Гомере, женщинах на Троянской войне, влиянии мифа на современное искусство и современное восприятие военных конфликтов.
Казалось бы, не предания античности, а две мировые войны ХХ века должны были полностью сбить романтическо-героический флер со слова «война». Однако, как видим сегодня, этого не произошло.
В Театре «На Литейном» представили новой спектакль «Перемирие», действие которого разворачивается в горячей точке, на Донбассе. Как научиться договариваться в мире, где у каждого своя правда, и она с автоматом – задумался корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Вячеслав Резаков.
Хороший спектакль, как говорил Мейерхольд, должен расколоть зрительный зал пополам. Не дожидаясь этого, режиссер Юлия Ауг делает это сама. Уже в фойе публику делят на две части и рассаживают напротив, по обе стороны сцены – нейтральной полосы, воображаемой где-то посреди многострадальной земли Донбасса.
Вот так, невольно прикидывая внушительные силы напротив, смотрят друг на друга сторонники «укров» и «сепаров». И каждый со своей однобокой стороны видит саму ситуацию спектакля. «Перемирие», где враждующие откомандировали по паре солдат, чтобы починить дом Марии, жительницы мирной, одинокой, беременной.
7 дней без войны, чтобы сотворить новую землю, чтобы прозреть безумную суть любой человеческой бойни. Но дело в том, что эта, конкретная, идет прямо сейчас. И у каждого в зале есть позиция на этот счет, пусть не столь радикальная, как рассадка в зале. Не оправдание, но понимание воют – зачем?
В этом специфика любой войны здесь и сейчас – от «интернет-холиваров» до Сирии. В ней каждая сторона – правая. И речь не об оголтелости, тысячи людей по обе стороны массой документальных свидетельств – что те, что другие – враги, которых нужно разбить.
Возможно, поэтому действие осторожно уходит от документальных основ в направлении притчи. Приняв фронтовые «погоняла», герои Ной, Ахиллес, Че Гевара обобщают эту войну до уровня вечной истории. В будничную горечь солдатской правды равноправными вплетаются эпизоды Троянской войны и «Боливийский дневник».
Казалось бы, в мирных трудах полагалось прозреть и самим навсегда стать мирным. Нет. Но общее дело убеждает героев в другом. Что с врагами, оказывается, можно жить – что раньше называли «мирным сосуществованием». Отсюда один шаг до мира без войн. Шаг. Но герои не забывают, что все на сцене – не мир, это перемирие…
Смелое по нынешним временам высказывание, что «естественное состояние для людей не мир, а война». Значит, за мир нужно действительно бороться. Искать все то, что способно связывать непримиримых. Не победить зло, а отвлечь его, усыпить, заговорить – как это делает театр.
Что же касается перспектив исправления человечества, авторы смотрят скептично. Как ветхозаветный бог. Их терпения хватает лишь на то, чтобы герои могли хорошенько просмолить щели перед тем, как обрушить потоп.
Ковчег унесет лишь по паре твари с каждой из враждующих сторон. И Марию, которая понесет того, кого ждут во всех сказках о разрушителях. Надежду, что в конце концов – когда отойдут воды, схлынет пена и муть истории – кто-то пусть не спасет, но поймет и простит нас.