Историк, писатель и один из самых известных петербуржцев Лев Лурье отмечает свое 70-летие. Каким в условиях самоизоляции он сейчас видит наш город? И какие правила жизни в Петербурге должен соблюдать каждый, кто хочет найти здесь гармонию и счастье? Интервью программы «Пульс города».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Лев Яковлевич, здравствуйте! Очень рад вас видеть, даже в такой форме. Искренне вас поздравляю с предстоящим юбилеем! Это замечательный повод, чтобы взять у вас интервью. Вы мастер исторических параллелей. Можете обозначить нынешнюю ситуацию?»
Лев Лурье,историк, писатель: «Мне это напоминает в каком-то смысле начало войны. У меня такое ощущение, что несколько недель назад немцы уже под Псковом, но мы еще этого не понимаем. Это испытание нашего общества и всех других обществ на готовность к ЧП. В каком-то смысле в этом есть полезность. Мы проверяем кризисное вождение. Власть проявляет и вырабатывает успешные решения, есть и неверные решения, которые приходится пересматривать. Это не только у нас. Мы это видели на примере Италии, Испании, и США. Мы видим, как у кого-то получается, у кого-то – нет. Это очень большой урок для государства и для нас. Общество проявляет себя лучше даже, чем государство. То есть способность к самоорганизации, которая в последние годы выработалась, способность к самопомощи».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «У всех этих эпидемий есть одна общая черта – они рано или поздно заканчиваются. И холера, и чума, и оспа, и коронавирус закончатся. Но чему это нас должно научить?»
Лев Лурье,историк, писатель: «Во-первых, должно научить, что жизнь сложнее всяких схем. Надо всегда иметь в виду — знаете, надпись на памятнике Макарову в Кронштадте «Помни о войне». Это страшно важно. Условно говоря, у нас висит какой-нибудь огнетушитель, мы перестаем обращать на него внимание – нафига этот огнетушитель висит! Это напоминание о том, что может прийти момент, когда проблема, работает этот огнетушитель или нет, сыграет в нашей жизни огромную роль».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Давайте оставим эту тему и поговорим о Петербурге. Объясните мне, будто я никогда не был в Петербурге, свалился с луны – в чем суть петербургского кода? Что это?»
Лев Лурье,историк, писатель: «Я бы так сказал: петербургский миф можно понять, только если мы сравниваем Петербург и Москву и Петербург и провинцию. Россия, как кто-то сказал, это двуглавый орел, который летит на двух крыльях – московском и петербургском. Петербург занимает некоторое промежуточное положение, удивительный город с пятимиллионным населением. Четвертый по населению город Европы. И не является столицей. И исторические обстоятельства. Конечно, блокада. Она феноменальна, ни один город в мире не переносил таких бедствий, какие переносил Ленинград. В Петербурге образовался другой тип поведения. Гораздо более северный и скромный, в некотором смысле – протестантский. Нежели в Москве. Москва – это город, который берет человека. То, что может быть продано на рынке труда. И немедленно пускает это в ход. Человек довольно много зарабатывает по русским стандартам, очень много работает, у него нет совершенно времени для рефлексии. Для Петербурга характерны такие персонажи, как Хармс, Довлатов, Бродский, Гребенщиков. У которых нет рыночного оттенка. Потому что они привыкли к тому, что в городе невозможно произвести товар – этот товар не покупается. Творчество в некотором смысле бескорыстно».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Дайте совет от петербуржца Льва Лурье – как жить в этом городе, чтобы чувствовать себя спокойно, комфортно?»
Лев Лурье,историк, писатель: «Петербург – это город, в котором, с одной стороны, действительно нужны интеллектуальные ресурсы, а это, конечно, не только книжки и кино, но это возможность общения со специалистами, с теми людьми, с которыми тебе интересно разговаривать на ту тему, которая кажется тебе очень важной. Страшно важно обретение социального капитала. Этот социальный капитал надо искать. Социальный капитал – это система связей, в том контексте, о котором мы говорим, это немного другое. Это когда человек интересуется тем, насколько Диккенс повлиял на Достоевского, ему хочется найти и поговорить с людьми, которые разбираются в Диккенсе больше, чем он сам. И с которыми это можно обсудить. Это и есть система социальных связей, потому что ты примерно представляешь себе те круги, в которых нужно общаться. Попадание в тот круг, который совпадает по интересам, по настроению, по убеждениям – это чрезвычайно важно».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Миссия Петербурга – есть она? Или ничего такого нет и говорить об этом бессмысленно?»
Лев Лурье,историк, писатель: «Миссию несло основание Петербурга. Я думаю, что строительство Петербурга – та самая петровская идея. Такой же характер имела, как красный флаг над Рейхстагом или полет Гагарина. Это доказательство того, что русский человек может в приполярной пустыне построить город не хуже Парижа. Просто на пустом месте. И это было доказано. Если говорить, что такое русское чудо, то русское чудо – это строительство Петербурга. И Петербург – это действительно воплощение того, что Ф.М. Достоевский называл всемирной отзывчивостью, то есть возможность адаптации всей европейской культуры. Думаю, что сейчас, если международные отношения улучшатся по сравнению с нынешним уровнем, а я надеюсь, что так оно и будет, у Петербурга и Москвы есть шанс, до последних кризисов так и было, выйти на среднеевропейский уровень по уровню жизни. Петербург и Москва давно догнали и перегнали Португалию. Они догнали Испанию и Италию по уровню жизни. Поэтому Петербург как нормальный европейский и одновременно русский город может стать моделью и переходной зоной, чрезвычайно важной для европейской и русской культур. Мы, конечно, никогда не станем вполне европейцами и никогда не перестанем быть русскими».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Как надо жить?»
Лев Лурье,историк, писатель: «Меня так же, как Ленина, абсолютно перепахала в свое время книга Чернышевского «Что делать?». Идея Чернышевского, если вы помните – идея разумного эгоизма, кажется мне правильной. Разумный эгоизм – это не тот эгоизм, в котором ты расталкиваешь всех плечами и строишь свое счастье на несчастье других, а есть нечто, что приносит тебе удовольствие. Я довольно гедонистически настроен, поэтому мне кажется, что не надо совершать гадостей. Надо творить добро, заниматься только тем, если возможно, что тебя интересует. Не заниматься ничем, что тебе противно, скучно и так далее. Выстроить жизнь таким образом, чтобы твой интерес и твоя работа, чтобы твоя любовь и семья совпадали».