Одна из самых ожидаемых премьер осени должна была состоятся в БДТ. Спектаклю «Джульетта» предшествовало множество тизеров. Дебют певицы Муси Тотибадзе, тандем резонансных эстонских постановщиков Эне-Лийс Семпер и Тийт Оясoо — это для знатоков театра.
Для всех же остальных реклама больше напирала на то, что несколько песен к постановке написал Сергей Шнуров. Сам музыкант давно привык выступать в качестве бренда. Очень показательной в этом смысле была его выставка трехлетней давности — брендреализм. Все работы на ней были сделаны другими — разными — художниками, но выставлялись они под его громкой фамилией. Что-то вроде франшизы.
Наверняка создатели хотели нечто большего, чем просто хайпануть, но составить свое мнение зрители смогут не раньше середины ноября. У журналистов есть некоторые преимущества. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дарья Патрина готова поделиться впечатлениями.
Из-за пандемии премьера «Джульетты» на сцене БДТ откладывалась уже дважды. Первый раз — в апреле, второй — в октябре. Но фраза «чума на оба ваши дома» в спектакле точно не звучит! Великую трагедию Шекспира эстонский творческий тандем — Эне Лийс Семпер и Тийт Оясоо — используют, чтобы высказаться о любви.
Конечно, о любви человека к человеку, но также и о любви художника к искусству. Поскольку никто из журналистов еще ни видел спектакль целиком, рассказывать о нем мы можем, лишь опираясь на предоставленное видео и интервью главных участников постановки…
Геннадий Блинов,актер: «Это история, в которой актеры играют актеров… Приходит молодая актриса»
Муся Тотибадзе,певица: «Человек, который имеет дело с такими тонкими материями, как психология, сублимирует, подкладывает свое. Для меня это очень сложный спектакль. Не сойти с ума… Все очень похоже на жизнь».
Виктор Княжев, актер: «Первое действие очень динамичное. Мне кажется, это энергия стадиона. Мы пытаемся ее найти. Мы там просто потеем в прямом и переносном смысле слова».
Геннадий Блинов,актер: «Самые главные взаимоотношения в спектакле — отношения жизни и театра. В какой-то момент эти реальности смешиваются».
Эне-Лийс Семпер,художник-постановщик, режиссер: «Я как художник думаю, их нельзя различать. Это так интенсивно в моменте творчества. Но там не только радость или счастье, там еще страх — много реальных эмоций».
Тийт Оясоо,режиссер: «Сверхзадача — найти любовь, настоящую и в искусстве — тоже».
Просто они с Эне-Лийс давно не сталкивались с такими вопросами. На родине в Эстонии Эне-Лийс Семпер и Тийт Оясоо — театральные звезды и признанные авторитеты. Мировая слава пришла к ним в середине нулевых, когда они основали в Таллинне независимый театр №99, который стал постоянным резидентом крупных театральных фестивалей от Авиньона до Венеции и обладателем одной из самых престижных театральных наград планеты — премии «Новая театральная реальность». «Джульетта» — их первая постановка в России. И неизбежно связана с трудностями перевода.
Эне-Лийс Семпер, художник-постановщик, режиссер: «Актеры — восприимчивые люди, можно движениями общаться, улыбками, эмоциями».
Муся Тотибадзе,певица: «Здесь подход другой, техника и условия. Мы стали другие люди, мы транслируем другие энергии».
Виктор Княжев,актер: «Мы все время в движении. И этот спектакль в движении к любви. Мне кажется, театр — это про любовь. Если театр не про любовь, то я бы не работал, наверное, я бы не выбрал эту профессию».
Подобный градус искренности — явление редкое. Единственное, о чем нам приходится сожалеть, — мы не видели спектакль целиком. Но то, что мы видели — волнует кровь, и заставляет биться чаще наши анатомические сердца, которые выглядят иначе, чем символы дня Святого Валентина.