Мы не замечаем, но по всему историческому центру Санкт-Петербурга, почти на каждом дворце или доходном доме «живут» античные боги и ангелы, которые нас оберегают и хранят историю города. И которые страдают от рук вандалов и реставраторов. О судьбе скульптур – репортаж Натальи Бандуриной.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Туриста очень легко выделить из толпы — жадно вглядывается во все, что его окружает. А мы привыкли, смотрим себе под ноги и редко по сторонам, задирать голову — это вообще не про нас, а между тем, там наверху, за нами наблюдают тысячи глаз. Если все эти скульптуры и статуи спустить с небес на землю, то они займут все свободное пространство».

Петровская набережная, 8. Знаменитый Дом военных моряков. Под палящим солнцем – летом, под дождем и снегом – зимой, в любую погоду и время года на посту матрос и рабочий. Пожалуй, самая монументальная скульптурная композиция из установленных на городской крыше. Но самое удивительное – в начале 40-х, конструкторам и скульпторам удалось сделать невозможное – закрепить многотонные изваяния над арочным пролетом.

Общий вес скульптурной группы, состоящей из 250 частей, 50 тонн. Высота матроса и кораблестроителя 6,5 метров. В каждой скульптуре скрыт поддерживающий железобетонный каркас. На чердаке спрятана сложная опорная конструкция, которая принимает на себя весь вес и распределяет его по стенам и перекрытиям. Это 4 вертикальных столба 3,5 метра высотой и железобетонное основание, на котором установлены фигуры.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Те самые бетонные распорки, благодаря которым монумент крепко стоит на ногах. И это уникальная конструкция, особенно для того времени».

Отливали скульптуры из бетона прямо на крыше. Фигуры собирали из цементных отливов уровень за уровнем, многие детали приходилось подтачивать прямо на месте. Почти сразу пришлось закрасить скульптуры маскировочной краской – первая реставрация была уже во время Блокады.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«При детальном рассмотрении может показаться, что одна из фигур недоделана. Швы неровные, но если знать историю этого памятника, то все уходит на второй план, ведь скульпторы работали буквально под обстрелами. В 41-м году, без специальной техники, и это был настоящий подвиг».

Иногда они все-таки спускаются, тогда им можно заглянуть в лицо. Во время реставрации церкви святой Екатерины на Васильевском острове было решено сделать копию скульптуры, а оригинал из дерева и свинца перевезти в Смольный собор.

Роман Катаев,помощник настоятеля Смольного собора:
«Ему здесь тепло и удобно, здесь много места, а главное – любой желающий его может увидеть. Дальнейшая реставрация ему пока не нужна».

Есть всего три ангела-покровителя города: на шпиле Петропавловского собора, тот что венчает Александровскую колонну, ангел с церкви святой Екатерины один из них. 200 лет он оберегал город. На его глазах творилась история, а во время войны в него не попал ни один снаряд. Люди вынули из его рук крест. В 40-х металл отправили на переплавку. Говорят, если внимательно вглядеться, то можно увидеть слезы на его изможденном лице. Реставраторы не стали ничего исправлять.

Реставрация для памятников — это как операция для человека. Не всегда может пройти удачно. В 2011 году разразился настоящий скандал. В самом сердце Петербурга, на фасадах здания Адмиралтейства живут какие-то уродливые существа, именно так некоторые эксперты и искусствоведы назвали скульптуры на верхнем ярусе под самым шпилем. Такими они попали к реставраторам.

У кого глаз подбит, у кого на ногах по шесть пальцев. Одутловатые лица с глазами навыкате. У некоторых, выражаясь медицинскими терминами, вообще артрит в очень запущенной стадии. Оказалось, что все это результат предыдущих вмешательств. По итогу, исправлять тогда ничего не стали.

Кроме того, считается, что нам снизу не обязательно видеть все детали. А поэтому шеи у изваяний действительно длиннее, чем у тех скульптур, которые живут на земле, глаза и впрямь должны быть на выкате. А поэтому лучше любоваться такой красотой на расстоянии.

Вообще, украшают Адмиралтейство, как выяснилось, самые стойкие и, как показала практика, самые приспособленные к жизни скульптуры. На самом деле, их было гораздо больше. Навсегда исчезли застывшие в камне времена года и континенты. На тот момент знали только Америку, Европу, Африку и Азию. Больше не смотрят друг на друга Нева. У нее, кстати, было женское лицо. И Днепр.

Сегодня вопрос воссоздавать или нет – всегда дискуссионный, и зачастую это желание отдельных организаций. Десятилетиями правое крыло здания публичной библиотеки на Фонтанке стояло с ничем не примечательными фасадами. Сегодня здесь полностью восстановили первозданный вид и детально проработали лицо каждого ангела.

Городские новостройки приучили нас смотреть себе под ноги, даже если бы 27-этажные здания украшали бы монументальные скульптуры, вряд ли бы их можно было рассмотреть. Ну, или пропорции были бы нарушены окончательно. Шеи стали бы еще длиннее, а ноги еще толще. Но, к счастью, есть небесная линия исторического центра, на страже которой ангелы и античные боги. У которых своя непростая судьба – жизнь, скрытая от нас, Но при этом, мы у них как на ладони.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Не только творениям не везло, но и их создателям. Так, в Александровском парке у скульптуры архитектора Тома де Томона не то чтобы с лицом что- то не так после реставрации – у него в принципе другое лицо. Шотландского химика Томпсона. Создатели памятника взяли не ту гравюру, но потом выяснилось, что как выглядит Тома де Томон, никто и не знает. Но не смотря на все эти ошибки, это единственное в Петербурге место, где на небесных стражей можно посмотреть не снизу вверх, а сверху вниз».