Андрей Смирнов,ведущий:
Как мы уже знаем, Никоновская летопись — это крупнейший памятник русского летописания XVI века, получивший своё название по одному из списков, хранившемуся у патриарха Никона. Первоначальная редакция Никоновской летописи излагала события истории до 1520 года и была составлена на московской митрополичьей кафедре в конце 20-х годов XVI века. Давайте узнаем побольше информации о жизни Александра Невского из, так называемого, Патриаршего сборника Никоновской летописи, который хранится в Отделе рукописей Библиотеки Российской академии наук.
Артём Жуков,научный сотрудник научно-исследовательского отдела рукописей БАН, кандидат исторических наук:
Летописная традиция об Александре Невском развивалась на протяжении всего XV и первой четверти XVI веков. Новые интерпретации образа Александра Невского появились в московском летописании второй половины XV века. И вот эта база перешла в последствии в Никоновскую летопись. Никоновская летопись была создана в 20-30-е годы XVI века при митрополите Данииле. И сейчас на основании последних исследований мы можем утверждать, что это был масштабный летописный свод, созданный непосредственно при участии митрополита Даниила. Сам митрополит Даниил известный книжник, известный литератор своего времени, который безусловно подобного рода вещами интересовался. Уникальность Никоновской летописи состоит в том, что сохранился наиболее ранний её список, наиболее ранняя копия, служившая оригиналом для всех прочих её списков. Это, так называемый, список Оболенского, который хранится в Российском государственном архиве древних актов. Большинство списков памятника датируется уже XVII веком, но есть ещё одна копия XVI века, она представлена вашему вниманию. Это, так называемый, Патриарший список Никоновской летописи. Она достаточно богато оформлена, написана каллиграфическим полууставом в два столбца. Что касается отражения роли Александра Невского в Никоновской летописи. Это уже такой следующий этап осмысления его исторического значения. В частности тот самый неоднозначный эпизод его биографии, касающийся противостояния с братом Андреем Ярославичем. Возникало некое противоречие. С одной стороны, князь святой — надо подавать его как человека исключительно выдающегося, с другой стороны, будучи политиком, он, конечно, в ряде случаев мог идти на компромиссы и быть достаточно жёстким. И вот надо было это как-то всё представить таким образом, чтобы и Андрея не дискредитировать, всё-таки представитель княжеского рода, а с другой стороны показать логику действий Александра Невского. И вот составитель Никоновской летописи вставляет в текст слова, которые приписывает Андрею, где он говорит, что доколе мы будем терпеть междоусобные брани, лучше мне покинуть своё княжество, бежать в чужую землю, чем служит татарам. В целом же Никоновская летопись представляет события очень широко. Это крупнейший летописный свод, пожалуй, по своему масштабам уступает только Лицевому летописному своду по объёму представленного в нём материала. В ней были собраны сведения из самых различных источников. В результате биография Александра Невского в ней играет совершенного новыми красками.

Таким образом, целый ряд известий Никоновской летописи носит уникальный характер и дошёл до нашего времени только в составе именно этой летописи. Правда, исторический материал подвергся в ней существенной литературной и идеологической обработке. При этом составитель Никоновской летописи последовательно проводил идеи защиты имущественных интересов церкви, а также союза светской и духовной власти.