андрей смирнов,ведущий:

Дворец-усадьба Елизаветино, д. Дылицы, Гатчинский р-н

В окрестностях Петербурга раскидано множество господских усадеб, имена владельцев которых тесно связаны с династией Романовых. Дворец Елизаветино в деревне Дылицы под Гатчиной – один из них. История имения началась ещё в петровские дни: в те времена чудесные земли в окружении живописных лесов принадлежали князю Григорию Волконскому. Период расцвета Дылицкой мызы связывают с именем императрицы Елизаветы Петровны. При ней на холме выстроили «охотничий дворец».

Василий Шкурин (ум. 1782) – камердинер императрицы Екатерины II

У Елизаветы Петровны были большие планы на устройство регулярного парка перед дворцом. Однако императрица презентовала его будущей Екатерине II в качестве одного из свадебных подарков после её замужества с наследником престола Петром III, свергнув которого амбициозная Екатерина Алексеевна переподарила Дылицкую усадьбу своему преданному камердинеру Василию Шкурину. Поводов было два: во-первых,личный ассистент Екатерины был одним из активных участников дворцового переворота 1762 года, а во-вторых, именно в его семью на воспитание императрица отдала своего внебрачного сына от фаворита Григория Орлова – будущего графа Алексея Бобринского.

Княгиня Е. Э. Трубецкая (1832 – 1907) – фрейлина императрицы Марии Александровны, супруги Александра II

Шкурины владели Дылицами до середины XIX века, а затем продали земли князьям Трубецким. С именем супруги князя — Елизаветы Белосельской-Белозерской и связан наивысший расцвет усадьбы. Имение при ней переименовали в Елизаветино, но не в честь юной хозяйки, а в память об императрице. Елизавета Трубецкая всерьёз взялась за усадьбу, преображая и дополняя её. Дворец перестроили, а парку придали формы пейзажного: с террасами и лужайками, клумбами и квадратным бассейном. Формированием нового образа дворца с бельведером в духе барокко занимался Гаральд Боссе. 

Церковь Владимирской иконы Божией Матери, арх. С. И. Чевакинский, годы постройки 1762 – 1766

Дворец-усадьбу Елизаветино восстановили в 2006 году, а вот знаменитой церкви Владимирской иконы Божией Матери не так повезло. Каменный храм в стиле «елизаветинского барокко» на месте старой деревянной церкви построил Савва Чевакинский, главный архитектор Адмиралтейств-коллегии времён Елизаветы Петровны.

Когда-то церковь отличалась уникальной крестообразной формой. С 1852 года в храме располагалась фамильная усыпальница князей Трубецких, которые были последними владельцами усадьбы перед революцией. Восстанавливать почти полностью разрушенную церковь не стали, а построили новую, которую освятили в 2017 году.

Усадебный парк «Пятая Гора», д. Пятая Гора, Волосовский р-н

Неподалёку от Елизаветино находится одно из самых необычных усадебных мест Ленинградской области – Пятая Гора. Самый известный период в жизни поселения — начало XIX века, когда оно принадлежало дворянской семье Брискорнов. Сенатор, дипломат Фёдор Максимович Брискорн отличался спокойным характером, а вот его супруга Ольга Константиновна была женщиной эмоциональной и обладала изысканным архитектурным вкусом. Именно она выстроила в Пятой Горе Троицкую церковь в античном стиле в память об умершем любимом супруге. Стены с портиками и колоннами ионического ордера чем-то напоминают афинский Парфенон. Правда, в историю Ольга Константиновна вошла по другому поводу: она заслужила прозвище «курская салтычиха» — зловещая помещица, также  владевшая имением в Курской губернии, люто издевалась над крестьянами.

Кюрлевские карьеры (озеро Донцо), Волосовский р-н. Памятник природы «Истоки реки Оредеж в урочище Донцо», дата основания 27 марта 1976 года

По соседству с Пятой горой находятся знаменитые Кюрлевские карьеры и то самое озеро Донцо с чистейшей аквамаринового цвета водой, которое теперь принято называть питерскими Мальдивами. Если же вспомнить историю этого района, то в небольшом озере

Донцо берёт начало великая река Оредеж. А Кюрлевские карьеры – это место выхода на поверхность кембрийских глин. Именно они придают воде лазурный оттенок. Когда-то от него шла старая узкоколейная дорога, по которой перевозили гажу, знатное удобрение и основу для изготовления цемента для строительства Санкт-Петербурга.