Не уставайте говорить о мошенниках со своими пожилыми родственниками. И сами будьте начеку. Истории обманутых горожан – в репортаже телеканала «Санкт-Петербург».
После звонков неизвестных она написала завещание. И до сих пор стыдится, что стала жертвой телефонных мошенников.
«Давление поднялось — вдруг меня сейчас инфаркт, инсульт, и я не смогу, и что случилось, мои родные не смогут понять», – рассказала жительница Петербурга Агафья Кузнецова.
В ноябре пенсионерке звонили якобы из компании интернет-провайдера. Обходительная незнакомка предложила продлить договор.
«Такая милая, добрая, все вежливо — а нельзя ли только ваше страховое свидетельство, номер скажите, и мы все оформим», – рассказала жительница Петербурга Агафья Кузнецова.
А в декабре — звонок якобы с Литейного. Военная прокуратура. Суровый мужской голос объявляет — Агафья Кузнецова стала жертвой мошенников. Отправляет деньги врагу. Заведено уголовное дело. Ждите обыск.
И тут начался новый акт спектакля по телефону. В разговор включился некий Ковалев из столицы. И он якобы придумал, как спасти пенсионерку.
Деньги Агафья Кузнецова положила в конверт. Конверт — в пакет. Туда же для конспирации погрузила коробки от лекарств и дисциплинированно передала посылку курьеру.
Роковой телефонный разговор длился около восьми часов. Но только отдав деньги, пенсионерка поняла — она попалась на крючок мошенников.
Мошенники знают о жертве практически все — телефон, домашний адрес, возраст. И не мудрено. В глобальную сеть месяцами утекают миллионы персональных данных.
В 2024 году Роскомнадзор зафиксировал 135 случаев распространения в интернете баз данных, содержащих более 710 миллионов записей.
«Наши исследования показали, что изоляция, одиночество и снижение социальных контактов – на 240% повышают возможность человека попасть в мошеннические схемы», – рассказала кандидат психологических наук, доцент Кафедры управления рисками и страхования СПБГУ Ольга Медяник.
А дальше работают стандартные схемы из области продаж и рекламы. На стороне злоумышленников, объясняют эксперты, легкость получения практически любых денег.
«У нас сегодня закредитованность населения очень высокая, если по среднему смотреть — 3,5 кредита на душу населения, на одного человека — это большой процент. Это неплохо для развития экономики потребительской, но всему должен быть предел», – рассказала кандидат психологических наук, доцент Кафедры управления рисками и страхования СПБГУ Ольга Медяник.
О введении так называемого периода охлаждения задумались и в ГосДуме. В среду в первом чтении парламент принял проект закона, согласно которому у граждан появится время на размышление.
Такая передышка, возможно, спасла бы Зинаиду Копосову. За три дня в разных банках пенсионерка умудрилась взять кредитов больше чем на 1,5 миллиона рублей.
История началась с якобы продления службы сим-карты. А после, как водится — попросили ввести код из смс. Следом сообщили о неведомом кредите и уголовном деле.
Одумалась женщина, когда очередной банк отказал в получении кредита ее мужу. К тому времени на счета неизвестных она перевела 2,5 миллиона рублей.
«Сын приехал, забрал нас с Комендантской площади, писать заявление в полицию, вот мы там все эти чеки, они ксероксы сделали с чеков, которые я переводила», – рассказала жительница Петербурга Зинаида Копосова.
Все эти телефонные полковники и сотрудники служб безопасности банков сидят, как правило, в одном помещении. Такие мошенничества, объясняют эксперты, не проворачивают в одиночку.
По сообщениям зампреда правления Сбербанка, за прошлый год такие криминальные актеры облегчили кошельки россиян почти на 300 миллиардов рублей.
Пока к лжесиловикам не нагрянули настоящие полицейские, они усиленно выдумывают новые схемы обмана. И вот уже вам звонит не импозантный сотрудник сверхсекретных отделов особых спецслужб, а изможденный старичок.
«Лидия Ивановна, я вот сейчас к вам пришел, я принес заказное письмо. Я говорю — от кого письмо? Из МФЦ, вы недавно делали запрос, через Госуслуги, и вам официально ответили из МФЦ», – рассказала жительница Петербурга Лидия.
Накануне, объясняет Лидия, она действительно обращалась на Госуслуги. И когда уставший почтальон попросил код из смс, чтобы положить письмо в ящик, подвоха не заметила.
«Мне не разрешит начальство без вашего разрешения это сделать, вы мне должны сказать номер этого письма. Четыре цифры я ему сообщила, и он тут же повесил трубку», – рассказала жительница Петербурга Лидия.
Разобравшись, женщина поняла — она завела персональный кабинет в банке для получения кредита. Тут же заблокировала банковские карты, поменяла все пароли. И получила новый звонок.
«Номер был необычный. Мы посмотрели — страна Уругвай, звонили якобы из Уругвая, и на чисто русском голосом мне говорят «Здравствуйте, Лидия Ивановна». На что я ответила — «Хэллоу». А она мне говорит, «А почему вы так вот говорите?». Я говорю — «Ну вы же звоните из Уругвая, дую спик инглиш?». Я говорю, давайте на английском общаться, повесили сразу трубку», – рассказала жительница Петербурга Лидия.
Даже шутить с телефонными шулерами специалисты не советуют. Никто не знает, какой козырь они хранят в рукаве. А чтобы не попасться в их сети, казалось бы, не требуется ничего особенного. Нужно просто чаще общаться с родственниками, и, отбросив чрезмерную наивность, набраться смелости и суметь сказать нет.