Музыка, которая дарила жизнь и надежду. В Центральном госархиве кинофотофонодокументов Петербурга оцифровали огромный массив аудио-материалов. Среди них грампластинки: самые ранние - ещё дореволюционные, а вот самые ценные - пластинки блокадного времени.

Всю рутинную работу по оцифровке взял на себя робот. Это отдельная и очень интересная сторона работы современного архива. Музыкальные записи, которые были сделаны в осажденном Ленинграде, скоро будут доступны всем. Мы знаем, что главное звучание блокадного города — это метроном и 7-я симфония Шостаковича. Но ведь были и еще мелодии — простые, незатейливые. Но даже в них — слышалась Ленинградская победа.

На экране компьютера, как может показаться на первый взгляд, системный сбой — то и дело хаотично всплывают какие-то окна. На самом деле, так  работает умный робот. Сейчас он обрабатывает очередную партию грампластинок. Они уже оцифрованы, но как говорят специалисты, файлы слишком тяжелые. Более двух терабайт. Программа их сжимает, чтобы потом можно было разместить на специальном портале городского архива кинофотофонодокументов.

«Он открывает базу, страницу, на которой остановился, открывает  документы, которые требуется обработать, вот он выбирает страницу», — отметил  заведующий отделом описания фотодокументов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга Михаил Коваленко.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

У робота, как и у остальных  сотрудников, полноценный рабочий график. Только трудится он в разы быстрее. 16 тысяч звуковых файлов обработал за 21 день. Человек такой объем осилил бы за полгода.  

«Это позволило нам сэкономить рабочее время за счет того, что технические работы при минимальном участии человека делает робот. Таким образом, высвободилось большое количество времени для других важных работ, например, описания документов», — рассказала директор Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга Оксана Морозан.

Ярко-желтые стеллажи хранилища тянутся на несколько десятков метров вперед. На полках — вековая история.

В архиве сегодня хранится более 1 миллиона единиц документов. Это фотографии, кинопленки, магнитные ленты и грампластинки — как дореволюционного, так и советского периода. Но самые ценные — это блокадные  пластинки — на данный момент их тут всего три.

«У меня в руках блокадная пластинка. Она выпущена в 1942 году на экспериментальном заводе граммофонных пластинок в Ленинграде. Это была единственная фабрика, которая выпускала пластинки в те годы. Здесь записан «Балтийский марш», исполняет джаз-оркестр театра Краснознаменного Балтийского флота под управлением Николая Минха», — рассказал заместитель директора Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга Даниил Простолупов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Сегодня «Балтийский  марш» уже вряд ли где играют. Как и эти песни военных лет. «Винтовка» или «Сестра» агитвзвода Армейского дома Красной армии под управлением Александра  Владимирцева.  

Коллектив  был создан в первые дни войны в Ленинграде.  Оригинальное исполнение с характерным потрескиванием винила можно услышать в читальном зале архива.

Казалось бы, город в кольце блокады, ежедневные обстрелы и авианалеты и истощенные люди, которые медленно, из последних сил, тащат за собой саночки. Им явно не до музыки. Но нет, она нужна. Как воздух. Как напоминание о том, что где-то есть нормальная жизнь.

Есть такое выражение — когда пушки говорят — музы молчат. Но, пожалуй, в блокадном Ленинграде все было наоборот. 9 августа 1942 год. В городе нет электричества, но здесь в Большом зале Филармонии горят все люстры — там исполняют Седьмую симфонию Шостаковича. И пока в осажденном Ленинграде звучит премьера, на оборонительных рубежах советские бойцы вызывают огонь врага на себя. За все 80 минут концерта на город не упала ни одна бомба.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Дирижировал  знаменитый маэстро Карл Элиасберг. Тот самый фрак и палочка сегодня хранятся в народном музее «А музы не молчали», который работает  при 235-й школе им. Д.Д. Шостаковича. В его экспозиции ноты, афиши, музыкальные инструменты, грампластинки.

«Эта пластинка, например, с записью песни композитора Бориса Гольца. Сам он умер в достаточно молодом возрасте, в 1942 году в блокадном Ленинграде. Оставил после себя хоть и небольшое музыкальное наследие, но очень впечатляющее», — рассказала педагог-организатор народного музея «А музы не молчали» средней школы №235  им. Д.Д. Шостаковича Татьяна Арделян.

Из репродукторов слышали не только звуки сирен и метронома. В эфире радио всегда была музыка.  Ее слушали и дома  — на патефонах.

Каким искусством жил осажденный  Ленинград даже спустя 80 лет продолжают изучать. Историки отмечают, самый первый слой «блокадной музыки» — самый скорый, немедленный отклик на войну — это военные марши и духоподъемные песни. 

Слушали и классику — Чайковского, Римского-Корсакова, Россини, Вагнера. Массово стало рождаться и народное творчество — сатирические куплеты, высмеивающие врага, и русские частушки. И, конечно, печальные, лирические песни о мирной жизни, о расставании с любимыми. 

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Самая знаменитая лирическая песня Великой Отечественной войны «Синенький скромный платочек». Она ленинградская. Клавдия Шульженко была артисткой Ленгорэстрады. На существовавшую до войны музыку, военного корреспондента ленинградского, который освещал один из концертов Клавдии Ивановны Шульженко, когда она выезжала в составе фронтовой бригады, попросила написать более созвучную военному времени песню. Так родилась актуальная и всем известная легендарная песня «Синенький скромный платочек», — рассказала заместитель директора Санкт-Петербургского Института истории РАН Юлия Кантор.

На изможденных ленинградцев и советских бойцов в окопах эта песня, как и десятки других, написанных под обстрелами и авианалетами, действовала лучше любого лекарства. Музыка помогала забыть о смерти, о страхе и боли. Осажденный город показал всему миру не только урок мужества, но и урок высокой культуры.