Военно-морской салон на этой неделе стал центральным международным событием в Петербурге. Впервые он проходил в Кронштадте на территории «Острова фортов». Отныне это место его постоянной прописки. Новейшие разработки морской техники и вооружения — на выставочных стендах и в реальном формате.

В этом году заявлено больше 250 участников из России и других стран. При этом 80 стендов — это петербургские компании. Представлены как уже действующие проекты, так и те, которым только предстоит заступить или на боевое дежурство, или на гражданскую вахту.

Над Финским заливом группа «Стрижи» проходит в пилотажных порядках. Самая зрелищная часть программы открытия. Почётные гости подчеркивают — само место отражает философию салона — традиции и развитие. Первое — в некоторых экспонатах. Второе — загруженностью верфей.

«Сегодня в Санкт-Петербург строительством кораблей занимается 40 наших предприятий. На стапелях — 34 корабля. Наш научный, производственный потенциал даёт все возможности для нашего военно-морского флота решать исключительные задачи, данные президентом», — сказал Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В Средней гавани среди экспонатов возвышается «Иван Грен», большой десантный корабль. Но наибольшее внимание зрителей и экспертов к «Советску» и «Серпухову». Это малые ракетные корабли. Внутри — «Калибры», это сегодня ударная сила российского флота.

«Конечно, это далеко не вся номенклатура, которую производит наш оборонно-промышленный комплекс. Верфи, предприятия, а также корпорация. Тем более, что темпы сдачи боевых кораблей в последние три года существенно выросли. Ещё более ёмкие задачи стоят перед нашими корабелами по гражданского направлению с учётом планов развития водного транспорта», — сказал Денис Мантуров, министр промышленности и торговли Российской Федерации.

Прежде всего это Северный морской путь. Сегодня он уже не просто транспортная артерия, но и полигон для испытания технологий. Именно там опробуют систему электродвижения. Установки уже работают на построенных в Петербурге атомных ледоколах проекта 22220. Эту технологию, вопреки сложившейся практике, сначала применили в строительстве гражданских судов. И только сейчас планируют внедрять на боевых кораблях.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

А на маршруте Петербург — Калининград специалисты тестируют проект «Автономное судовождение». По сути, это те же беспилотники, только морские. Главная цель — сократить риски. То есть, по возможности исключить участие экипажа в управлении паромами. Именно внедрение новых технологий как в гражданском, так и военном флоте — основная тема салона. Это новейшие системы радиосвязи и навигации, вооружение, а также проекты, которые ускоряют развитие всей индустрии. Не зря на панельных сессиях эксперты обсуждают как использование литий-ионных аккумуляторов, навигационных приборов, так и системы наводки. Особое место — медицине и спасению на воде.

«Показаны все наработки, которые идут в освещении подводной обстановки, воздушном пространстве. Это беспилотные летательные аппараты, это безэкипажные подводные аппараты, автономные подводные аппараты. Это не только для военной деятельности. Но это касается и исследования океана», — рассказал Николай Евменов, главнокомандующий ВМФ Российской Федерации.

Военную технику показывают на стендах Объединённой судостроительной корпорации. Здесь и история и траектория развития. А проследить её можно на модели корвета проекта «Тигр». Впервые построенный по нему корабль спустили на воду в 2007 году. И с тех пор развитие не прекращается.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Была принята на начальном этапе модульная концепция. И она до сих пор работает. То есть, по мере устаревания каких-то образцов вооружений инженеры-конструкторы могут в это место вписать другое вооружение, поставить другое оборудование, перекомпоновать. Поэтому проект продолжает жить, корабли продолжают строиться», — сказал Дмитрий Цыганков, заместитель начальника отдела рекламно-выставочной деятельности ЦМКБ «Алмаз».

Во время проведения салона фундамент закладывается не только во взаимоотношения флота и предприятий, но и в подготовку кадров для отрасли. И тут вновь неоценима роль Петербурга как морской столицы. И Кронштадта, который называют колыбелью флота.

«Для развития Кронштадта это, наверное, один из фундаментов, на которых будет дальше стоять Кронштадт. Мы надеемся, что это будет очередной толчок для развития Кронштадта, для развития Петербурга. Новая точка притяжения», — сказал Александр Бельский, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Конечно, Морской салон теперь обрёл свой дом. В рамках исполненного поручения президента мы здесь принимаем первое мероприятие. Но, тем не менее, я убеждена, что отныне историческое место базировки выставочной части будет в Кронштадте», — сказала Ксения Шойгу, руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов».

XI Международный военно-морской салон — не просто плац смотра достижений в кораблестроении. Это место формирования обороноспособности страны и технологического суверенитета. Для профессионалов — очередная точка отсчета и площадка для обмена опытом, а для горожан — праздник и возможность своими глазами увидеть действующие боевые единицы.