Общественные пространства открывают на месте бывших промышленных площадок, при отелях, в исторических особняках. Они популярны у горожан, а чем такой формат привлекает инвесторов?

Еще в 2015 году в нашем городе насчитывалось всего три десятка креативных кластеров, сегодня их число возросло минимум вдвое. Назвать точную цифру эксперты не решаются – многие пространства появляются и исчезают локально. Например, на территории известного аутлет-комплекса появилось буквально в минувшие выходные. Проект по задумке организаторов неокупаемый и, как выставка, сменится другим через несколько месяцев. То есть служит маркетинговым инструментом.

«Я сама как человек, который ходит по магазинам, я всегда ищу место, где я могу просто полчаса перевести дух, посидеть. Я думаю, что это характерно для всех людей. А наше пространство, оно идеально для этого. То есть можно просто сесть, зарядить телефон. Здесь не нужно ни за что платить деньги», – объяснила организатор общественного пространства Екатерина Сторожанова.

Похожий формат активно используют и основатели отелей. Там общественные пространства делают еще функциональнее. Это коворкинги, ритейл, зоны отдыха, кино, фитнес и рестораны в одном лице. Прийти к такому формату планируют и создатели креативного кластера на Литейном проспекте. Пока что оно существует в особняке Лопухиных и Нарышкиных самостоятельно, но в 2024 году начнет работать в синергии с пятизвездочным отелем. Гостиница займет большую часть исторического здания и, по подсчетам, поможет вернуть больше миллиарда инвестиций за 10 лет.

«У нас не совсем стандартный девелопмент, мы его называем «креативный девелопмент». Очень большой ценностью для нас является вот эта аудитория – комьюнити. Бизнес-комьюнити, который мы формируем на базе пространства для того, чтобы развивать стартапы и новые проекты», – рассказала сооснователь культурного пространства Ольга Звагольская.

Пока одни бизнесмены реконструируют и возвращают горожанам памятники архитектуры, другие дарят новую жизнь некогда промышленным объектам. Среди примеров в Петербурге: типография, хлебопекарня, склады Ленинградской военно-морской базы, кожевенная фабрика и кабельный завод. Зачастую у таких крупных проектов, даже не смотря на любовь к ним жителей и туристов, нет четких сроков окупаемости.

«Он все что зарабатывает, выпускает обратно в инвестиции в площадку. У нас основные статьи текущих расходов – это команда и эксплуатация самой площадки. И все, что проект зарабатывает, обратно возвращается в площадку. По словам экспертов, на рынке недвижимости Петербурга сегодня свободны десятки тысяч квадратных метров, которые потенциально могут превратиться в креативные кластеры. Но будет ли на них спрос – вопрос открытый», – отметила директор по маркетингу общественно-делового пространства Валентина Антюшина.

«Думать о том, что я сделаю креативное пространство и кого-нибудь туда посажу, и оно как-нибудь будет жить – это уже не работает. Уже конкуренция в этом сегменте достаточно высока, уже есть свои яркие бренды, которые притягивают к себе посетителей, гостей и арендаторов. И с ними конкурировать можно только за счет очень ярких и сильных вещей. Это локация, размеры. И третье – это концепция, продукт», – добавила вице-президент инвестиционной компании Ольга Шарыгина.

Получается, с точки зрения доходности, общественные пространства – не самый прибыльный бизнес. Открывать их решаются только те, кто не гонится за быстрым заработком, а нацелен на долгосрочное инвестирование.