«Искусство в ощущениях. Античность» — Государственный Эрмитаж презентовал новый инклюзивный проект, который дарит возможность любоваться шедеврами мировой скульптуры и живописи слепым и слабовидящим посетителям музея.

В залах впервые на постоянной основе выставлены тактильные копии работ знаменитых мастеров. Настоящим украшением проекта стали 3D-модели фигур Атлантов с портика Нового Эрмитажа. Специально к открытию экспозиции студенты студии современной Академии исполнительских искусств подготовили уникальные маршруты-спектакли.

Играючи приводят к истине студенты театральной студии незрячих и слабовидящих посетителей музея. По словам авторов, диалоги воспринимаются легче, чем рассказы экскурсоводов. В своей игре актёры поведают не только историю экспонатов и античного искусства, но и покажут, как правильно прикасаться к прекрасному.

«То, что мужчина, понятно. Но то, что происходит, какой контакт, взаимодействие с кем-то тоже, но догадаться, что это лев без тифлокомментария было бы сложно»,— поделилась доцент кафедры клинической психологии СПбГИПСР, эксперт комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик, эксперт в области инклюзивного образования Ия Ростомашвили.

Табличку «Руками не трогать» в зале искусства античного мира сняли с шести экспонатов. Рядом со знаменитыми шедеврами представлены их тактильные копии. Они изготовлены с цифровой точностью на 3D-принтере. На заготовки нанесено специальное покрытие. Повторили даже шероховатую текстуру. Материал, из которого изготовлены инклюзивные экспонаты, рассчитан на шесть тысяч прикосновений. После этого начинает проступать нижний белый слой. Тогда изделие обновляют. Позаботились и о безопасности.

«Материалы, из которых изготовлены макеты, они современные, безопасные для людей. Они покрыты специальными лаками, которые устойчивы к постоянным прикасаниям, и в первую очередь для септической обработки, потому что это очень важно в наше время», — отметила сотрудник отдела античного мира, хранитель античной скульптуры Государственного Эрмитажа Ирина Никулина.

Высота столов продумана до сантиметра, чтобы людям на колясках было удобно изучать миниатюрные копии скульптур, а дети легко могли дотянуться. Инклюзивные реплики отличаются от оригиналов разве что размерами. Об этом сразу предупреждают посетителей.

«В тифлокомментировании говорится о том, какого размера экспонат, поэтому незрячий посетитель может, прослушав это, узнать. А копии сделаны именно исходя из определённых пропорций, связанных и с постаментом, на котором они расположены пропорционально, есть определённые нормы, при которых незрячим людям и колясочникам тяжело ощупать этот предмет», — рассказала сотрудник отдела античного мира, хранитель античной скульптуры Государственного Эрмитажа Ирина Никулина.

Отдельным украшением проекта стали 3D-модели скульптур Атлантов с портика Нового Эрмитажа, отсылающие к известным персонажам древнегреческой мифологии и ставшие одним из символов музея.

Потрогать стопы самых гигантских скульптур Эрмитажа — Атлантов может каждый. И только участники проекта «Искусство на ощупь» могут понять, какими они представлены во всём великолепии и ощутить кончиками пальцев черты лиц статуй.

Выставка не только для людей с особенностями зрения. Организаторы отмечают, раритеты тяжело разглядеть абсолютно всем.

«Чем отличается музейный экскурсовод, преимущество перед другими людьми? У него на кончиках пальцев есть знание искусства, знание на кончиках пальцев замечательно, и у хранителя оно есть, хранитель имеет право трогать, а посетитель нет. Вот теперь посетитель приравнялся хранителю», — подчеркнул генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Инклюзивный фестиваль в Эрмитаже продлится до 15 октября. Гостей ждут новые экскурсии и занятия, которые в будущем войдут в постоянную программу музея. Тактильная выставка — это только начало масштабного проекта. Правда на это понадобится время. Процесс рождения копий весьма трудоёмкий, но это пока единственный способ дополнить мир ощущений для тех, кто не может видеть.