Реставраторы вернут скульптуры на Московские триумфальные ворота в мае. К монтажу пока готовят 8 акротериев –специалисты приступили к сборке каркаса. Основные конструкции восстанавливают на месте, а вот медные сооружения из античных доспехов и 30 статуй реставрируют в мастерских. Когда крылатые гении вновь поднимутся в небо, а строительные леса откроют занавес – рассказали реставраторы.

В мастерской реставраторов похоже календарная весна – в самом разгаре. На металлических ветвях распускаются новые листья. Старые, не выдержав петербургских ветров, опали, говорят специалисты. Утраченные детали, а их около 60, буквально выращивали методом гальванопластики.

«Создается специальная форма, в нее напыляется состав и переносится методом электрохимии медь в эту форму. То есть они, по сути, у нас выращены в ваннах», – рассказал художник-реставратор Илья Александров.

Дубовые и лавровые ветви – это элементы акротерий. Так называемых наверший, которые венчают Московские ворота. Всего на реставрации 8 таких сооружений. Они первыми вернутся на триумфальную арку. Монтаж начнется после майских праздников.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Античные шлемы, щиты, луки и мечи – части одного акротерия. Всего – 45 деталей. Их ещё только предстоит собрать, словно конструктор, в одну гигантскую скульптуру.

Сейчас в мастерской к монтажу готов один акротерий, второй на финальном этапе сборки. Высота каждого пять метров, вес около двух тонн. И чтобы воссоединить все медные доспехи, у специалистов ушло две недели.

Многие скульптуры уже надели свой новый зеленый покров. А вот крылатые гении только готовятся к покраске. 30 статуй расчистили от всех загрязнений, также устранили все трещины и деформации. Но несмотря на свой внушительный рост, более двух метров, медные девушки довольно хрупкие.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Это очень тонкие листы. Местами, они миллиметр. Это медь выколотная. Такая очень интересная техника: выколачивается каждый листочек отдельно, и они собираются из большого количества различных фрагментов. Вот этот – серый металл, а это – оловянно-свинцовый припой, на который собираются все эти листья. И такая техника достаточно удобная в работе. Они легкие, не утяжеляют фасад, но при этом достаточно хрупкие все равно элементы», – объяснила заместитель генерального директора по реставрации объектов культурного наследия, художник-реставратор Христина Шумилова.

Известно, что большинство гениев воссозданы более ранними реставрациями. Московские триумфальные ворота возвели почти два века назад в честь победы Российской империи над Персией и Турцией, а также в память о подавлении восстания в Польше.

Но в 1936 году из-за реконструкции Московского проспекта арку разобрали, на свое место она вернулась только после войны. Тогда, скорее всего, большинство статуй и были восстановлены. Но что знают специалисты наверняка, так это то, что нынешнюю реставрацию начали своевременно. Была угроза обрушения конструкций.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Некоторые детали были подвижные. Например, у гения, который держит веночек, он шевелился. У одного гения рука отходила вместе с щитом – он угловой был, и ветер все время вырывал щит. Но он молодец, удержал его. Такие детали были закреплены, в некоторых участках нам пришлось заменить крепеж. И после всех этих воздействий, они идут на покраску. А дальше только монтаж», – рассказала художник-реставратор Христина Шумилова.

Небесные покровители со щитами в руках, на которых изображены гербы губерний, внесших свой вклад в победу русского оружия, вернутся на триумфальную арку уже летом. Реставрацию остальных конструкций Московских ворот завершат в сентябре.