Магазины на диване переживают второе рождение, перекочевав с телеэкрана в социальные сети. Зрители следят за презентацией товара в прямом эфире со смартфонов или компьютеров и делают покупки, нажимая кнопку на экране.

В Китае сейчас одновременно работают тысячи таких магазинов. За время онлайн-шопинга покупатели успевают посетить несколько десятков, а то и сотню стримов. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Милена Иконникова выяснила, насколько «диванные» интернет-продажи эффективны у нас. 

Как будто бы «магазин на диване из 90-х», но уже не по телевизору, а в прямом эфире в социальной сети. В этих бутиках видеопрезентации проходят несколько раз в неделю. Продажи по результатам трансляций обеспечивают больше половины ежемесячной выручки.

Об изменении покупательского поведения рассказала персональный стилист Александра Федо: «Раньше появлялись вопросы в эфире — что, какой размер, можно ли отложить. Сейчас уже понимают, что если они в течение эфира не забронируют, не отложат, — им не достанется. После эфира половины стойки — это минимум — уже нет». 

Раньше целевой аудиторией магазинов на диване были женщины старше 50 лет из небольших городов. В основном, их интересовали товары для дома и дачи, украшения и одежда.

Сейчас с помощью шоппинг-стримов продают все, что угодно — вплоть до автомобилей. Бренды проводят прямые эфиры либо на собственных онлайн-площадках, либо на маркетплейсах.

Уже несколько лет формат активно применяется в Китае — это лидер рынка. В России «инстаграмные магазины на диване» стали популярны во время пандемии благодаря росту онлайн-торговли. 

Средний чек стрима на одном из российских маркетплейсов — сто тысяч рублей. Трансляции могут собрать до ста пятидесяти тысяч уникальных зрителей. Но обычно набирается около 30 тысяч. 

Следить за прямым эфиром — по сути то же самое, что и консультироваться в оффлайн-магазине. Можно рассматривать товары со всех сторон, задавать уточняющие вопросы. Если показывают, к примеру, бытовую технику, просить включать ее в разных режимах. Самое приятное — часто на время трансляции дают скидки. 

Сейчас каналов, где транслируются только телемагазины, в нашей стране девять. Еще около двадцати периодически показывают подобные программы. Дела у них идут неплохо. Выручка варьируется от 1 до 7 миллиардов рублей в год. А весь рынок оценивают в сумму от 60 до 80 миллиардов рублей. 

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»