Зачем искусству жестокость и кровожадность на полотнах? Мнения экспертов.

Самые низменные пороки в высоком, сцены насилия в искусстве. Как они влияют на психику? Почему художники сотни лет изображают кровь и оружие? Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Татьяна Баженова попробовала разобраться.

Кровь, оружие, убийства: и все это не боевик, а высокое искусство. Насилие в творчестве притягивает и волнует зрителя. Оно есть и в кино, и в литературе, и в живописи. Художники столетиями обращаются к этой теме, а испытанный ужас влияет на психику зрителя. 

ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА, корреспондент:
«Изображение насилия — неотъемлемая часть отечественного и мирового искусства. Специалисты подчеркивают: по сути, эта тема никогда не была запретной. Просто изображать страдания, кровь и смерть можно по-разному. Хрестоматийный пример — христианское искусство». 

Несколько веков назад кровь и убийства изображали только на иконах в соответствующих религиозных сюжетах. Вот, например, икона «Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский» — здесь изображено и убийство мальчика, и закидывание камнями подозреваемых. А позже искусство стало смелее. 

АЛЕКСАНДР КИБАСОВ,искусствовед: 
«Искусство не наслаждается насилием как таковым. Нет такой задачи у художника — создать максимально жуткое произведение, подвергнуть зрителя максимальному страданию. Художник — не садист. Важно, что для искусства насилие — это средство выразительности».

Когда-то откровением было изображение на полотне мертвеца — так, например, публика недоумевала после премьеры картины «Последний день Помпеи» Брюллова. Там на первом плане изображена погибшая женщина. Да еще и с открытыми глазами! Сейчас зрителя шокировать сложно: к обилию крови в искусстве все привыкли. 

АЛЕКСАНДР КИБАСОВ, искусствовед:
«Какой-то массовый неподготовленный зритель приходит в музей и говорит: «Здесь какой-то ужас на картинках! Этого не должно быть в музее». Мой тезис противоположный: именно в музее это и должно происходить. Это позволяет ему пережить катарсис. Должен быть катарсис и должно быть очищение. Вот музей как раз та рамка, которая позволяет добиться этого очищения». 

Для художников обращение к теме насилия — своего рода психотерапия. Многие переносят на холст ужасы, чтобы избавиться от тревожных мыслей. 

АННА БАБИНИНА,психотерапевт: 
«Каждого человека в большей или меньшей степени раздирают проблемы и неприятности. И если человек может это выразить, ему становится легче. Поэтому в живописи и вообще искусстве автор, художник, литератор, кинорежиссер выражает свой ужас, ему в какой-то степени становится легче». 

Сцены насилия особое влияние оказывают на детей. Психотерапевты уверены: отсутствие сострадания и жестокость возрастают именно на этой почве. Волнующие впечатления ребенок складывает в копилку подсознания. Если дети часто смотрят и читают страшилки, не стоит удивляться, что они становятся тревожными и замкнутыми. 

АННА БАБИНИНА,психотерапевт: 
«Если это фильмы со сценами насилия и убийствами, с большим количеством крови, разорванных тел, — это производит определенное впечатление. Человек становится менее чувствителен к тому, что происходит в жизни. Он считает, что это вариант нормы, это показывают на художественном экране, это можно увидеть много раз каждый день». 

А если человек получает истинное удовольствие от созерцания насилия — стоит насторожиться. Врачи не сомневаются — это патология. 

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото:pixabay.com
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»