У палеохантеров начался новый сезон. Это значит, что сотни искателей древностей поедут пополнять свои коллекции. Где в Петербурге можно совершить «путешествие в прошлое», и о чем молчат трилобиты? Репортаж Наталии Бандуриной.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «А теперь об одной важной дате в календаре на этой неделе. Нет. Не 100-летие пионерской организации. Другая дата. Дело в том, что 18-го мая во всём мире отмечается Международный день динозавров. Всех палеонтологов мы и поздравляем с этим праздником. И для них мы подготовили наш следующий репортаж. Тем более, сделать его большого труда не представляло. Почему? Да потому что речь идёт о доисторическом прошлом Земли. И до этого доисторического прошлого из Петербурга можно доехать на электричке. Вот вы видите экземпляры, которые привезла наша съёмочная группа с места раскопок. Я даже перчатки специально надел, чтобы к ним прикоснуться.
Вот это — азафус карнотус. С длинными усами. Окаменелость существа, жившего на нашей земле 450 миллионов лет назад. Ещё на суше даже растений не было, а эти ползали по дну. Эти трилобиты были исключительно донными обитателями. Они жили на мелководье и, по всей видимости, умели зарываться в грунт. Это научное предположение было обусловлено особенностью строения глаз представителей этого вида трилобитов. Их глаза расположены очень высоко, на длинных глазных стебельках. Подобное строение глаз позволяло трилобитам наблюдать за окружающей средой, зарывшись в грунт. Так они могли там прятаться от опасных хищников и поджидать свою жертву. Потом выскакивали, поедали её. И прятались обратно.
А это уже эндоцерас. 480 миллионов лет назад. Это очень далёкий предок кальмаров.
Итак, наш рассказ не про прошлое Петербурга, а про доисторическое прошлое Земли. Ещё раз подчеркну, доехать до него из Петербурга можно даже на электричке. Где будет палеонтологический парк? И почему окрестности Петербурга — самое подходящее в мире место для охотников за трилобитами и аммонитами? Об этом расскажет Наталия Бандурина».
Наталия Бандурина,корреспондент: «Сейчас объясню, почему начинаем не с крупных планов окаменелостей ордовикского периода, а из вполне себе современной монтажной аппаратной 21 века. Это Рома, наш монтажер. И не случайно, а я его попросила об этом, стал одним из героев сюжета — он палеонтолог-любитель, с которым мы поехали в экспедицию открывать сезон охоты на трилобитов».
Волховская ГЭС. 115 км от Петербурга — и возможность увидеть тех, кто населял планету 480 млн. лет назад. Ископаемые животные: трилобиты, аммониты и головоногие моллюски. Все они, как говорит Рома, в большом количестве присутствуют здесь, в известняковых отложениях по берегам реки Волхов. Но сначала крутой спуск по аварийной лестнице с аппаратурой наперевес.
Молоток, перчатки и внимательность — все, что нужно для поиска. Я прохожу небольшой мастер-класс по тому, как правильно раскрывать породу. У Ромы глаз натренированный, именно поэтому он находит трилобита первым.
Трилобиты — животные, которые населяли нашу планету в эпоху палеозоя. Известно как минимум 10 тысяч видов этих ископаемых. Это были первые обитатели земли с глазами! Ученые до сих пор спорят об их устройстве. Известно лишь, что вместо хрусталика они использовали кальцит. У некоторых глаза располагались на ножках, как у улитки. Найти именно такого и неповрежденного — особо ценно и почти невозможно.
Еще один распространенный в этих местах, правда не ископаемый вид, населяющий берега Волхова — рыбаки. Живут стаями, питаются рыбой. Других кормят байками, мол, однажды видели живого трилобита.
И действительно, в сети ходит фотография членистоногого, похожего на героя из фильма «Чужой». Очень похожего на современного мечехвоста. Есть мнение, что это единственный доживший до наших дней вид трилобит, но обитает он в теплых морях, и наш климат ему не подходит совершенно.
У мечехвоста голубая кровь — гемолимфа. Ее используют в фармакологии. Существуют целые фермы по ее выкачиванию из мечехвостов. А поэтому и они сейчас, говорят ученые, на грани вымирания, как и их предки. Они так долго искали свою нишу, чтобы не превратиться в ископаемое, как снова вмешался человек.
Наталия Бандурина,корреспондент: «Тут, мне кажется, надо объяснить, что дальние родственники мечехвоста — трилобиты — тоже жили в теплой воде. Тогда при чем здесь Петербург? Когда мы говорим про древние времена, то тогда на всей планете было тепло, не было никаких ледяных шапок».
Именно поэтому, когда окончательно сформировались континенты, и плита, на которой сейчас находится современный Петербург, встала туда, куда встала, вместе с ней и «приехали» к нам ее древние обитатели. Если посмотреть на карту Ленобласти, то есть как минимум 5 мест, где гарантировано можно найти ископаемых животных.
Итак, собственно берег Волхова, недалеко от ГЭС. Здесь «обитает» Азафус ковалевский, эхиносферитес золотистый. В деревне Лопухинка на Юго-Западе, в 80км от Петербурга, все те же трилобиты и головоногие моллюски. В карьере рядом с деревней Питкелево, рядом с Гатчиной, брахиоподы и аммониты. В известняках деревни Борщево они тоже есть. И, наконец, самые большие залежи окаменелостей находятся в Путиловском карьере.
Наталия Бандурина,корреспондент: «Путиловский карьер. Разработками известняка здесь начали заниматься еще шведы 5 веков назад. При Петре продолжили, камень для строительства Петербурга брали именно отсюда, а сейчас сюда приезжают сотни палеохантеров — охотников за окаменелостями — в поисках трилобитов. Именно здесь скоро откроется единственный в России палеопарк».
Михаил Воскресенский — идейный вдохновитель природного музея, в котором можно, и даже нужно, все трогать руками. В планах — облагородить участки, где сейчас не ведется выработка, выдавать всем желающим молотки, тут же будут специалисты, которые оценят найденное.
Порода отличается по цвету, и профессионал сразу скажет, в какой именно что нужно искать. Вот, например, так называемые желтяки. Но они, скорее, красные, потому что высокое содержание железа, в них встречаются самые большие по размеру трилобиты.
На территории России есть еще одно место, которое могло бы посоревноваться с Ленобластью по количеству найденных окаменелостей. Город Ялта. Там живет еще один охотник за древностями — Валентин Вербицкий.
Что касается Петербурга, то стихийному музею окаменелостей столько же лет, сколько и городу. Они повсюду. Аммониты и трилобиты — постоянные пассажиры метро, на полу зала ожидания Витебского вокзала всегда цветы — осколки стеблей древних лилий. Все эти окаменелости — самые древние жители города. А Ленобласть — настоящая палеонтологическая Мекка.
Наталия Бандурина,корреспондент: «Театр начинается не с вешалки. По крайней мере в ТЮЗе. Представление начинается уже на стенах. В главных ролях: брахиоподы, стебли криноидэй. В эпизодах: аммониты. Актеры все возрастные, самым старшим 480 млн. лет, младшим 150.
Незаслуженно, незаслуженно обделены вниманием трилобиты. Всем символам Петербурга есть памятники, а им до сих пор нет. Вот мои трофеи: результат нашей экспедиции. Это, конечно, круто — вот так держать в руках того, кто жил 500 млн. лет назад. Это такая надежда, что, не смотря ни на что, ледниковые периоды, смены климата — жизнь на земле продолжается».