Сколько прямых рейсов летает из Петербурга в Европу? Каким путем россияне могут попасть в западные страны? И как изменилась логистика грузоперевозок? Репортаж Антона Цумана.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Давайте продолжим тему наших нынешних отношений с Европой. Ведь, когда царь-основатель Пётр Алексеевич строил наш город на берегах Невы, у него была идея, которую потом за него озвучил Пушкин. «Здесь нам судьбою суждено в Европу прорубить окно». А сейчас — какое оно, это окно в Европу? Ведь в нём как в зеркале отражаются все те сложные геополитические и экономические процессы, которые мы переживаем. Вот, например, сегодня ещё одна новость на эту тему. На сайте Евросоюза сегодня был вывешен очередной список санкций, цель которых только одна — усилить давление на нашу экономику. Среди них — запрет для судов под российским флагом заходить в порты ЕС. Исключения возможны для судов, которые перевозят сельскохозяйственную продукцию, продукты питания, гуманитарную помощь. Ограничения для российских и белорусских компаний на транспортировку товаров по территории ЕС, в том числе на транзит.
Очередные санкции против нас. Хотя уже все, даже самые антироссийски настроенные эксперты, всё чаще высказывают мнение: нельзя бить по российской экономике. Санкции имеют обратный эффект. Прилетит-то обратно. Прилетит в Европу.
Ведь Россия и Европа сильнейшим образом взаимосвязаны. И вводить Европе санкции против нас — это всё равно, что самым классическим образом воплощать в жизнь известную русскую народную мудрость про то, что не надо рубить сук, на котором сидишь. Сук ты перерубишь. А что потом? Потом будет больно падать всем.
Что сейчас происходит с этим, образно говоря, окном в Европу? Останется ли оно открытым? Или его закроют? Или наглухо оно будет заколочено? Очень важные вопросы для нас. Для Петербурга. Который, ещё раз повторю, так и задумывался как окно в Европу. Тему продолжит Антон Цуман».
Антон Цуман,корреспондент: «Мы привыкли называть Петербург «окном в Европу», как и задумывалось Петром I. Поэтому отношения России и Европы, так или иначе, отражались на нашем городе на протяжении всей его истории. И сейчас наступил такой момент, что это окно начинает закрываться».
Воздушная гавань Петербурга — аэропорт Пулково. Ещё, казалось бы, совсем недавно отсюда прямым рейсом можно было улететь в Цюрих, Берлин, Барселону. И вот табло прибытий и отправлений на сегодня.
Сначала западные страны запретили российским авиакомпаниям летать почти над всей Европой. В качестве ответной меры почти все европейские авиакомпании теперь не могут летать к нам. Но руководство аэропорта настроено оптимистично: новое летнее расписание включает 30 прямых международных маршрутов. Но европейских из них — всего два: Турция и Сербия. И только рейсы турецких и сербских авиакомпаний.
Другими словами воздушный европейский путь закрыт. Но и с сухопутными путями тоже не всё просто. 27 марта совершил свой последний рейс поезд «Аллегро» — прямой железнодорожный путь между Хельсинки и Петербургом. По мнению финских чиновников, «за нецелесообразностью». Во-первых, из-за пандемийных ограничений для въезда нужно иметь веское основание. Во-вторых, из-за санкций. Так что у тех, кому выезд в Европу необходим, остался единственный возможный путь.
Автовокзал на Обводном Канале. Посадка на рейс до Хельсинки. Несмотря на ранний, час это последний рейс на сегодня. Лариса и Валерий Кренц сами живут в германии, полгода назад приехали погостить к детям в Петербург. Теперь с большими сложностями пытаются вернуться.
Сложившаяся ситуация в условиях почти полностью остановленного туризма сыграла на руку автобусным перевозчикам, уверяют представители бизнеса. Пока автобусный пассажиропоток растёт даже не в сезон. Но будет ли ситуация меняться и в какую сторону, предполагать здесь пока не берутся. Варианты рассматриваются все, в том числе, и самые негативные.
Но это пассажирские перевозки, которые всё же менее масштабные, чем грузовые. Где с самого основания Петербурга самую большую роль играл именно морской путь.
Антон Цуман,корреспондент: «Межевой канал, 5. Главный въезд в большой порт «Санкт-Петербург». До недавнего времени через этот небольшой проезд под загрузку и разгрузку заходили сотни большегрузов. Неудивительно: 80% петербургского импорта приходилось именно на морские пути. Сегодня в условиях, когда Европейские санкции коснулись морских перевозок, то, что происходит здесь сегодня, можно назвать затишьем».
Представители многочисленных стивидорных компаний, то есть компаний, использующих портовые мощности, пока сложившуюся ситуацию не комментируют. Слишком сложно действовать в ситуации, когда руководство ЕС вообще планирует запретить российским судам заходить в европейские порты. Эксперты по морской логистике уже подсчитали: и пандемия, и санкции обрушили морской грузопоток на 40%.
Усугубило ситуацию и то, что крупнейшие мировые контейнерные компании отказались отправлять свои транспортные ёмкости в Россию. Иными словами, раньше груз в контейнере заходил в российский порт, разгружался, загружался новым грузом и отправлялся дальше по новому маршруту. Теперь схема такая: контейнер прибывает в зарубежный порт, содержимое грузится в автотранспорт и отправляется по назначению. Что уже привело к дополнительным издержкам для получателей груза. И сложностям для перевозчиков.
Даже в советское время, когда в ходу было понятие «железный занавес» транспортное сообщение СССР и Европы не прерывалось. Что ярко иллюстрирует хроника работы легендарного «Совтрансавто» — автопредприятия, возившее грузы из Советского Союза во все европейские страны.
Илья Романов начинал водителем «Совтрансавто», сегодня управляет компанией, развившейся из ленинградского подразделения советской транспортной империи. По его словам, компании пришлось перестраивать всю логистику уже с начала марта. Многие зарубежные грузоотправители сотрудничество прекратили.
Псковская область, 14-километровая очередь из грузовиков до латвийской границы. Главная причина — таможня Латвии либо не справляется с потоком, либо намеренно его тормозит. Переводя разногласия из политической плоскости в бытовую.
А это Торфяновка. Крупнейший таможенный пункт на границе Петербурга и Финляндии. По не останавливающейся ни на минуту работе и не скажешь, что глобальные события последних недель как-то сказались. Но это лишь на первый взгляд — узнать ситуацию из первых уст можно, выйдя на приёмную площадку грузового транспорта.
Замначальника таможенного пункта поясняет: на работе российской таможни происходящие глобальные перемены сказались слабо. Как раньше, соблюдали чёткие процедуры проверки, так и соблюдают. Только число порожних фур с той стороны границы сильно возросло.
Среди грузовиков на стоянке, как и раньше, подавляющее большинство с российскими номерами. Эстонцев и финнов значительно меньше. Но за последние несколько недель на таможне всё чаще замечают фуры из республики Сербия. Вот оно — прямое отражение политических отношений на транспортные артерии.
А это уже водитель из Петербурга Юрий Никифоров, который только-только завершил свой рейс из Финляндии. Впереди небольшой перерыв, и снова в путь. Потому что пока есть куда и что везти. Вот и мы застали его по пути на погрузку со свежими впечатлениями об обстановке по ту сторону границы.
За 25 лет работы дальнобойщиком Юрий, как сам признаётся, сильнее любых политических и экономических кризисов пугает неопределённость. Да, дальнобойщик в силу профессии часто сталкивается с трудностями, но дорожные ситуации легко прогнозируются. А вот к чему готовиться в плане мировой логистики, ни Юрий, ни его коллеги не знают.
Пока сложно утверждать, как ещё изменятся транспортные пути между Петербургом и Европой. Ясно одно — в течение всей истории Петербурга менялись отношения между Россией и Европой. Окно в Европу то открывалось настежь, то закрывалось. Но оставалось неизменным, то уже 309 лет оно есть, оно существует, и разбить его не удаётся никаким санкциям. Ни в прошлом, ни в настоящем. И хочется надеяться, что и в будущем.