На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Владимир Аракчеев, директор Российского Государственного архива древних актов.

Ксения Бобрикова,ведущая:
Расшифровка почерка Петра Великого, детский локон императрицы Елизаветы Петровны, присяга будущего предателя гетмана Мазепы – всё это и многое другое можно увидеть на выставке «Пётр I и его эпоха», которая откроется в Москве 13 апреля в выставочном зале федеральных архивов.
Тимофей Зудин,ведущий:
В масштабном проекте приняли участие не только историки, архивисты, но и специалисты по искусственному интеллекту, и даже криминалисты.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Почему к созданию выставки привлекались криминалисты? Что они должны были подтвердить или опровергнуть?
Владимир Аракчеев,директор Российского Государственного архива древних актов:
Дело в том, что для учёных никогда не была проблемой идентификация личности Петра с автором тех писем, которые после него остались. Историки всегда прекрасно знали, что Пётр правил Россией с 1682 по 1725 год, и это был один человек. Но уже при жизни Петра стали слагаться легенды либо о его самозванстве, либо о том, что вместо него в России антихрист. Это было распространено в России среди старообрядцев и не только в их среде. Как это ни парадоксально, в современном общественном сознании до сих пор циркулируют мифологемы о подмене царя, например, во время его путешествия на Запад. Для того, чтобы развеять все эти сомнения, впервые почерк писем Петра разных периодов его жизни был подвергнут исследованию специалистами института криминалистики следственного комитета Российской Федерации. Для учёных результат оказался совершенно ожидаемым. Специалисты подтвердили, что несмотря на возрастные изменения почерк принадлежит одному лицу.
Тимофей Зудин,ведущий:
Если посмотреть таким обывательским взглядом на письмо Петра I матери, которое представлено на выставке, то это просто какие-то размашистые каракули, где кириллица перемешана с латиницей. А что почерковеды говорят о такой манере письма императора?
Владимир Аракчеев,директор Российского Государственного архива древних актов:
В этом случае слово лучше предоставить не почерковедам, а историкам, потому что им хорошо известна система обучения Петра. Он, к сожалению, не получил систематического образования. Грамоте с детства его учил Никита Зотов. Но это обучение сопровождалось детскими забавами, играми, в том числе с переодетыми в солдатские мундиры детьми дворцовых служителей, из которых со временем сформировались Преображенский и Семёновский полки. В итоге к 17 годам, когда Пётр уже вместе со своей матерью и кругом Нарышкиных перехватил власть у Софьи, и фактически оказался во главе государства, он был гораздо менее образован по сравнению со своими западноевропейскими сверстниками, которые в это время уже поступали в университеты. В дальнейшем у Петра не было ни времени, ни возможности каким-то образом улучшить, усовершенствовать своё грамматическое образование. Он был энциклопедистом в полном смысле этого слова, придавал огромное значение естественно-научным, техническим дисциплинам.
Ксения Бобрикова,ведущая:
На выставке представлено около 250 ценнейших экспоната. Один из важнейших раритетов – это собственноручный рисунок Петра I c изображением трёхполосного флага. Расскажите подробнее об этой работе.
Владимир Аракчеев,директор Российского Государственного архива древних актов:
Пётр был покорён Голландией, где он побывал на кораблестроительных вервях ещё во время первого заграничного путешествия в 1697-98 годах и морские успехи которой считал образцом для будущего российского флота. Поэтому, когда он разрабатывал флотский флаг, он исходил из тех цветов, которые присутствовали на голландском флаге, хотя и расположил их так, как считал нужным. Его рука чувствовалась во всём, и этот эскиз флага свидетельствует о том, что его интересовали не только глобальные проекты, но и эстетика.