В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Авдонина, заведующая отделом информационного обеспечения и телемедицины Центра Алмазова.
Тимофей Зудин,ведущий: Пандемия коронавируса изменила жизнь людей во всём мире. Когда мы находились на вынужденной самоизоляции, стационары не оказывали плановую помощь. Только экстренную. Поэтому возможность получить консультацию врача дистанционно для многих стала настоящим спасением и открытием одновременно.
Ксения Бобрикова,ведущая: По словам специалистов, в России к концу 2021 года услугами дистанционной медицинской помощи будут пользоваться 25% населения страны. Давайте поясним, что такое телемедицина?
Наталья Авдонина,заведующая отделом информационного обеспечения и телемедицины Центра Алмазова: Это всего лишь инструмент. На самом деле телемедицине уже более ста лет. Когда появился способ передачи какой-то информации на расстоянии, тогда и появилась первая телемедицина. Первый раз на расстоянии из одного города в другой ЭКГ была передана в 1906 году. То есть эта технология существует более ста лет. По большому счёту телемедицина – это способ коммуникации. У нас даже есть такая шутка: в этом регионе у нас есть телемедицина по Вацап. Это, конечно, неправильно и противозаконно. На самом деле это большая отрасль, целое направление, которое включает в себя различные механизмы сбора медицинской информации, каких-то биологических данных и коммуникации всех участников медицинского процесса: между врачом и пациентом, между врачами, между фельдшером и коллегами.
Ксения Бобрикова,ведущая: Какие средства используются для проведения консультации на расстоянии?
Наталья Авдонина,заведующая отделом информационного обеспечения и телемедицины Центра Алмазова: Говорить, что это только консультация, тоже неверно. При общении врач-врач происходит взаимодействие на основе нашего законодательства с сохранением всех требований безопасности передачи персональных данных. Обсуждается медицинская информация о пациенте с последующим медицинским заключением, которое имеет юридическую силу. Это скорее экспертная работа.
Тимофей Зудин,ведущий: Как это отражается на конкретном пациенте?
Наталья Авдонина,заведующая отделом информационного обеспечения и телемедицины Центра Алмазова: Чаще всего это наблюдение вашим лечащим врачом с помощью целого комплекса различных информационных услуг. Например, это ваши дневники, которые врач может просматривать с определённой периодичностью. Может быть и снятие данных с приборов.
Ксения Бобрикова,ведущая: С помощью телемедицины можно поставить диагноз?
Наталья Авдонина,заведующая отделом информационного обеспечения и телемедицины Центра Алмазова: Ни в коем случае. Если врач вас не знает и никогда не видел, он никогда не возьмёт на себя ответственность определить ваше заболевание и степень его тяжести. 90% диагнозов ставится, когда пациент идёт от двери кабинета к стулу перед врачом. В этот момент мы получаем самый большой объём информации. Остальное мы собираем в анамнезе и осмотре. Важно оценить пациента глазами, руками, в диалоге.
Ксения Бобрикова,ведущая: Как пациент может воспользоваться услугами телемедицины?
Наталья Авдонина,заведующая отделом информационного обеспечения и телемедицины Центра Алмазова: В Санкт-Петербурге действует городская телемедицинская система. На сегодняшний день она доступна всем медицинским учреждениям, всем пациентам, которые зарегистрированы у нас на госуслугах и являются жителями Санкт-Петербурга. Пациенты могут делать заявку на консультацию своему участковому врачу. В городе есть пилотные проекты, которые ведут мониторинг пациентов, например, с артериальным давлением, онкологией и другими патологиями.