Говоря о знаменитых «птенцах гнезда Петрова», ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов и военачальников, без которых не было бы тех самых знаменитых славных петровских викторий, а уж тем более не было бы победы в Великой Северной войне. Одним из самых выдающихся организаторов, как сегодня бы сказали, менеджеров, кто реально стоял за основанием и строительством русского военно-морского флота, был генерал-адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин. В этом году исполняется 312 лет взятия Выборга русскими войсками в ходе Северной войны. Армией командовал Апраксин, удостоенный за эту победу ордена Андрея Первозванного. В 2010 году на этом месте, на Петровской площади в Выборге напротив старинного Выборгского замка был установлен памятник Апраксину. Кстати, единственный монумент военачальнику в России. Конечно, не считая знаменитого рынка в Петербурге. Любопытная деталь: монумент установлен спиной к Выборгскому замку и лицом — к памятнику Петру I.
В 1706 году осада города длилась всего две недели, это был октябрь месяц, честно сказать, не самое удачное время для осадных операций. Более того осадную артиллерию пытались привезти посуху, в рамках Карельского перешейка и отсутствия асфальтовых дорог…
… Стратегический провал!
Пушки развернули, не доезжая реки Сестры, основную часть осадной артиллерии. Грубо говоря, в современных административных границах Петербурга, пушки даже из Петербурга не выехали. И собственно говоря, формально командовавшему операцией Апраксину, которого для этого вызвали из Воронежа, было поставлено на вид, что генералы не подготовились и даже не получили какой-то серьёзной карты. Почему-то для русской армии, хотя для меня это большая загадка, оказалось новостью, что Выборг стоит на берегу моря.
Прошло 4 года, и получается благодаря победе в Полтавской битве Пётр вернулся?
Каждый год после основания Петербурга на протяжении десяти лет из Выборга выходила 10-титысячная финляндская армия шведов, которая должна была стереть город с лица земли. Сегодня мы понимаем, что у шведов ничего не получилось. Но вы представляете, каково было первым комендантам Петропавловской крепости.
Можно ли утверждать, что благодаря стратегической смекалистости, какому-то военному опыту, полководческим талантам сподвижника Петра Апраксина вторая осада удалась?
Была произведена разведка боем. Рекогносцировка, как говорили в то время. И был сделан вывод из операции 1706 года. Для доставки артиллерии было принято решение провести первую в истории Балтийского флота крупную военно-морскую операцию. Штурм крепости был разработан по личному плану Петра Великого. Шведские офицеры считали план, они всё это видели по приготовлениям, и посчитали по количеству солдат, офицеров, что один штурм, может быть, мы отразим, а потом мы сдаёмся. Но я думаю, они поняли, что и первый штурм могут не отразить, и тогда некому будет вести переговоры, и тогда, 12 июня после несколькодневной переписки с Фёдором Матвеевичем было принято решение о сдаче крепости.
Теперь перемещаемся в цейхгауз. Давайте поясним, что это такое?
Цейхгауз — немецкое слово, которое появилось в русском лексиконе вместе с Петром Алексеевичем. Есть второе слово, французское, арсенал. И по значению это одно и то же.
На экспозиции, посвящённой Северной войне и Выборгу, есть вот эта уникальная шведская гравюра с одним из наиболее ранних, если я не ошибаюсь, изображений Выборга, дошедших до нас.
Да, это одно из ранних, объемных изображений. Взглянуть на Выборг шведского времени мы можем только благодаря этой гравюре, сделанной Эриком Дальбергом, который посещал Выборг в октябре 1681 года по своей основной работе, будучи инспектором Шведской Королевской фортификации.
На сколько сильно изменилась жизнь бывшей шведской цитадели?
Изменилась не сильно. Здесь снова были военные, снова были склады, коменданты, но уже другой армии, русской. Что касается города, то тут достаточно интересная ситуация. Несмотря на то, что город вошёл в состав Российской Империи в 1721 году по условиям Ништадтского мира, здесь сохранялось старое шведско-немецкое население, говорили здесь и писали основные бумаги на немецком языке, это был язык делопроизводства. При этом Российская власть здесь присутствовала, и исполнялись указы императоров, но для того, чтобы этим было удобно управлять, в Сенате была создана специальная Коллегия, как мы сегодня бы сказали — министерство, по зейским и финляндским делам. То есть это была Российская Империя, но не такая, как остальные губернии.
Интересное историческое совпадение: Выборг в ходе Северной войны повторил судьбу Нарвы. Молодая русская армия молодого русского царя Петра по началу не смогла взять эти знаменитые шведские цитадели, и лишь со второй попытки и Нарва, и Выборг были взяты. Кстати, в Ивангороде, как и здесь, в Выборге на Аннинский укреплениях у Равелинных ворот, существуют специальные мемориалы. Посвящены они не отдельным полководцам, героям Северной войны, а простым русским солдатам, погибавшим в бою во славу Отечества.