Зимние сады, которые можно встретить в самых неожиданных местах. Как зародилась эта мода? Что сейчас с оранжереями советской эпохи? И что приходит им на смену сегодня? Репортаж Антона Цумана.
У начальника станции «Выборгская» Екатерины Масловой единственной из коллег всего петербургского метрополитена есть дополнительная обязанность — уход за доброй сотней растений. Полив, обрезка. С самого открытия станции в 1975 году горшки с каланхоэ и диффенбахиями приносили местные жители. Те и прижились. Пространства у вестибюлей этого типа много, свет естественный, температурный режим строго по техрегламенту — стабильный. Так и сформировалась почти домашняя традиция на стратегическом объекте.
Такую страсть создавать летний рай в северных широтах привил Петербургу царь Пётр, подсмотрев как устраивают «померанцевые», то есть апельсиновые, теплицы голландцы и англичане. А уже в екатерининскую эпоху, граф Потёмкин-Таврический устроил рядом с дворцом целую сеть оранжерей. Откуда мода на зимние сады распространилась среди всей знати.
Со специалистом по истории садов Ольгой Волковой прогуливаемся в павильоне «Цветы» Таврического сада. Это уже постройка 19 века, когда появились опорные конструкции из металла. Устраивать тепличные тропики хоть и стало дешевле, но по-прежнему были роскошью, доступной лишь «особам приближенным к императору».
Вот, кстати, изящный пример. Балерина Матильда Кшесинская в одном из своих самых любимых мест — саду собственного особняка.
Это сегодня кажется, что мода на экологические темы возникла в 21 веке. Петербургский модерн доказывает обратное. Даже орнамент на окнах в виде венка из листьев.
Конечно, нынешний сад восстановили сотрудники Музея Политической истории, лишь приблизительно. Зимний сад Кшесинской исчез после февральской революции и обустройства здесь музея истории октябрьской.
Примечательно, как связаны история зимних садов и история российской политики. На месте зимнего сада Таврического дворца в 1905 году был устроен «Думский зал».
В Мариинском дворце зимний сад отдали под заседания Госсовета Империи. Сегодня это рабочее место петербургских законотворцев.
В советское время зимние сады из роскоши превратились в средства «обеспечения отдыха трудящихся граждан». Редкий дворец культуры или дом творчества юных был без уголка тропической зелени. Отличия были в размерах. Чем масштабнее был проект, тем роскошнее зимний сад. Пример — Ленинградский дворец молодёжи.
Сегодня зимний сад ЛДМ оказался заложником типичной для многих объектов советской эпохи судьбы. Развал СССР, приватизация, акционирование — после смены череды собственников здание приобрёл крупный петербургский застройщик — «Эталон». Представители которого на вопрос о судьбе сада дают весьма уклончивые ответы.
Кратко, пока в июле не съедет последний арендатор, сад не тронут. Дальше, мол, посмотрим. Хотя что будет дальше, уже ясно — на месте ЛДМа планируется возвести жилой комплекс. Что смогут — раздадут, что не смогут — вырубят. В любом случае, этот зимний сад скоро станет историей. Причём с печальным концом. Но есть и другие случаи, когда, казалось бы, запущенный объект вдруг получает новую жизнь.
Так начинается рабочий день садовника ДК Ленсовета Евгении Силиной. Этот тропический сад с бананом, авокадо, коричным деревом — сотнями растений — был разбит в 70-х. Технология ухода не изменилась с советских времён. Щедрый полив, плюс имитация тропического ливня.
Сейчас это помещение в аренде под кафе. Арендатор мог пойти по пути наименьшего сопротивления. Вырубить всё под корень и устроить больше посадочных мест. Но решили рискнуть. Даже восстановили забитый досками фонтан. И теперь «оазис посреди зимы» — мода и ориентир для рестораторов Петербурга.
Вот так до пандемии в 777-й школе выглядел типичный урок биологии. Не за партами, а в окружении растений. Школу построили два года назад, причём помещение для зимнего сада было уже предусмотрено проектом. И современной школе, по словам директора, без зимнего сада уже никуда.
И если для школ это теперь необходимость, то для жилья классические зимние сады по-прежнему роскошь, причём недешёвая. Вот, например, реклама квартиры в элитном ЖК на Крестовском, где всего за 300 миллионов рублей можно получить доступ к атриуму с ландшафтным дизайном. Но если лишних миллионов нет, а душа просит зелёный сад прямо в однушке, современные технологии предлагают выход.
Вертикальная стена. Что называется, последний тренд в озеленении помещений. Когда каждый квадратный метр на счету можно задействовать и стены. А с автоматической системой полива становишься и «сам себе агроном» и «сам себе садовник».
И все эти истории ещё одно подтверждение факта — зимний сад для петербуржца не просто дань моде и стилю. А попытка устроить вокруг уголок комфорта, тепла и красоты. Независимо от географической широты, времени года или температуры за окном.