Петербуржцы против наледи на крышах и гололеда. Полиция против недобросовестных коммунальщиков. Репортаж Александра Лисицына.

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Обычный петербургский двор зимой. С точки зрения обывателя, это картина в единой белой палитре. Уборка тоже кажется делом несложным, видишь снег — сгребай да вывози. Но с точки зрения нормативно-правовых актов даже небольшой участок придомовой территории может выглядеть так — разноцветная схема, где каждый отдельный цвет — зона ответственности отдельного ведомства».

Вот и сами петербуржцы порой не знают, куда жаловаться на плохую уборку снега. Мы в Красносельском районе, двор многоэтажки по улице Маршала Захарова. Только что закончился снегопад, но уборочной техники — да и просто дворников с лопатами — не видно. Жители дома, медленно передвигаясь по скользким тротуарам, коммунальщикам даже «неуд» не могут поставить, только «прогул».

Начинаем выяснять, кто же отвечает за уборку на этой территории. Многоэтажку обслуживает управляющая компания «Строитель», ее офис в паре кварталов отсюда — туда и направляемся.

В «Строителе» в итоге разводят руками. У них зона ответственности — только сам дом, граница проходит по фундаменту. Максимум, чем здесь могут помочь, почистить пандусы. А вся остальная территория — «это не к нам».

Еще несколько кварталов — и мы на пороге Жилкомсервиса №1 Красносельского района». Здесь просят подождать минут 20, а потом выдают удивительно простой и наивный ответ: не убираем потому что нечем и некем.

Ситуация для Петербурга выглядит вполне типичной — одна ответственная организация не будет убирать не свою территорию, а другой не хватает ресурсов, чтобы обслужить все адреса. А страдают в итоге петербуржцы, которые исправно оплачивают все коммунальные квитанции. И просто неубранный двор здесь — полбеды, иногда гололед и наледь на крышах становятся прямой причиной трагедии.

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Еще одной жертвой халатной уборки крыш чуть не стал годовалый ребенок. Льдина упала на коляску на 4-й Советской. Обошлось без серьезных травм, малыш получил ушиб живота — но тут понятно, что повезло. А уборкой кровли конкретно этого здания занимается Жилкомсервис №3 Центрального района».

А ведь всего два месяца назад на соседней улице — 3-й Советской — такая же льдина с крыши рухнула на пенсионера. Здесь, увы, не обошлось: черепно-мозговая травма, перелом шейного и грудных позвонков, мужчину с места происшествия увезла скорая. Зона ответственности — все тот же Жилкомсервис №3.

На сайте госзакупок без труда можно найти двухгодичный контракт на уборку этого квартала — он составляет 25 миллионов рублей. Очень солидные деньги, за которые этот «Жилкомсервис» обязался тщательно и на совесть убирать тротуары и крыши. Не справился уже как минимум два раза.

Мы обратились с официальным запросом в Жилкомсервис №3, чтобы уточнить систему распределения и эффективность использования бюджетных денег. Ответа не последовало. По телефону организации, указанному на сайте, нас также ожидали короткие гудки.

На этой неделе силовые структуры, похоже, всерьез взялась за управляющие компании, ответственные за уборку снега. Лавина обысков во всех районах Петербурга и как итог уже больше 20 уголовных дел.

Городские власти тоже всю неделю ездили с инспекцией по петербургским дворам. Попутно рассказывая, как всем нам выбраться из этого снежного коллапса. Уже анонсирован новый подход, уборкой внутриквартальных территорий, проще говоря дворов, займутся исключительно бюджетные организации, «бизнес» резюмировал: Смольный — здесь «не потянул».

Ежегодно на зимнюю уборку в Петербурге — огромные деньги. В этом году, например, это 3 миллиарда рублей. Цепочка, через которую проходят эти средства, известна. Городской бюджет, заказчик работ, исполнитель работ и — в некоторых случаях — субподрядчик. Получается, главный вопрос тут, пожалуй, один: а где же в этой цепочке то самое слабое звено?

Вместе со специалистом по Госзакупкам изучаем контракты на уборку. Суммы, в целом, и правда очень солидные. Есть и на 10 миллионов, есть и на 90. Для чистоты эксперимента выбираем все тот же Красносельский район, но не «Жилкомсервис №1», где мы недавно побывали, а его «соседа» — «Жилкомсервис №2». У управляющей компании больше 10-ти действующих контрактов на сумму.

Типичная ситуация, объясняет эксперт, компания набирает себе контрактов, а вот есть ли у них люди и техника, чтобы обслужить все адреса — вопрос второй. Главное выиграть конкурс и получить деньги.

Заказчик тоже не всегда оперативно может отследить, а не взял ли исполнитель работ на себя слишком много, только постфактум — это уже пробел в организации электронных аукционов.

В полном отказе от частников тоже есть «подводные камни», считают другие эксперты. На бумаге заказчик работ, размещающий контракт на зимнюю уборку, конечно, должен проверять добросовестность и ресурсы исполнителей. На деле это происходит далеко не всегда.

Главный итог операции силовых структур на этой неделе — уголовное дело о «крупном мошенничестве» в Василеостровском районе. Попались сразу два подрядчика. Деньги по контракту, по версии следствия, они взяли, а работы не выполнили. Учитывая масштаб бюджетных средств и непрозрачность их распределения — можно только догадываться, сколько еще таких недобросовестных компаний есть в Петербурге. Главный же урок, который  мы все усвоили за последние три месяца — нынешняя система зимней уборки города должна остаться в прошлом, образно говоря, растаять как сугроб, с наступлением весны.