На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Наталья Коваленко, психолог.
Ксения Бобрикова,ведущая: Тема материального поощрения детей не даёт покоя родителям. Одни считают, что с малых лет надо показывать: труд = деньги. Будь то полученная пятёрка или вымытый пол.
Тимофей Зудин,ведущий: А другие наоборот стремятся донести, что хорошие оценки и порядок в доме – это обычные обязанности нормального человека, активного члена семьи.
Ксения Бобрикова,ведущая: Часто взрослые объясняют своё решение платить ребёнку тем, что учёба или уборка – это работа, а, следовательно, за это необходимо получать материальное вознаграждение. Правильно ли это с педагогической точки зрения?
Наталья Коваленко,психолог: С педагогической точки зрения мы знаем, что обучение лучше всего происходит в игре. Здесь всё ещё зависит от возраста ребёнка и от того, как живёт семья, каков её финансовый уровень. Если в возрасте до 10-12 лет экономическое, финансовое обучение может быть в виде игры, то позже можно начинать некие элементы финансового стимулирования участия ребёнка в организационной и экономической жизни семьи. У родителей в руках все шансы с точки зрения экономического образования. Многое зависит от уровня культуры семьи, как организовано общение, насколько оно доверительное, открытое, эмоционально положительное. Всё это можно сделать очень культурно. А если это сделать покупанием услуг или зарплатой, фиксированной платой за учёбу, конечно, это не всегда может дать хороший результат.
Тимофей Зудин,ведущий: Могут ли товарно-денежные отношения стать мотивацией к учёбе? И какие установки появляются в голове у школьника при таком подходе?
Наталья Коваленко,психолог: Все равно это зависит от традиций семьи. Когда ребёнок учится, он по сути уже приобретает нечто ценное. И если в семье сформировано уважение к приобретаемым наукам, знаниям, информации, тогда он уже и так получает вознаграждение. Тем не менее за какие-то победы, хорошие оценки возможно поощрение. Но мне кажется, что лучше оформлять это поощрение в покупку каких-то полезных для обучения вещей.
Ксения Бобрикова,ведущая: То есть вы не рекомендуете давать детям деньги за хорошие оценки и уборку квартиры?
Наталья Коваленко,психолог: Нет, почему. Всё зависит от того, как это организовано. В любом случае ребёнку надо объяснять, сколько стоит тот или иной труд. Потому что даже труд мамы-домохозяйки можно калькулировать. Ребёнок должен знать, сколько стоит чистота в комнате, поглаженное бельё, его одежда, продукты. Ребёнок должен знать бюджет семьи и участвовать в его планировании. Он должен понимать, что вознаграждение необходимо не только ему, а всем членам семьи. Всем нужны новые вещи, подарки, чтобы он планировал это не только для себя, но и для всех остальных.