В гостях у программы «Утро в Петербурге» Светлана Мурашкина, куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Тимофей Зудин,ведущий: В Государственном Эрмитаже продолжает работу масштабная выставка «Альбрехт Дюрер К 550-летию со дня рождения». Открыта она была чуть больше месяца назад 07 декабря – в День Эрмитажа, и в её состав вошло более 400 экспонатов.
Людмила Ширяева,ведущая: Основой стали резцовые гравюры и ксилографии.
Тимофей Зудин,ведущий: 400 работ – это огромная коллекция. Какова их судьба, и как они оказались в Эрмитаже?
Светлана Мурашкина,куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: В основном это работы из коллекций нашего музея. Но в выставке участвует не только наш музей. Мы собрали всего Дюрера, какой только есть в нашей стране. Экспонаты нам предоставил московский музей изобразительных искусств имени Пушкина, есть совершенно удивительная вещь из Ярославля. У нас прекрасное собрание гравюр, которые выставлялись последний раз 50 лет назад.
Людмила Ширяева,ведущая: Дюрер – мастер эпохи Возрождения, жил в Нюрнберге. Что происходило тогда в искусстве на территории современной Германии?
Светлана Мурашкина,куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Есть такой термин Северное Возрождение, с которым кто-то соглашается, а кто-то нет. Но в Нидерландах и Германии происходили те же самые процессы, как и в Италии. Дюрер – это главный немецкий художник, лучший мастер немецкого Возрождения. А немецкое Возрождение конца XV – начала XVI века, полностью совпадающего с годами жизни художника, часто даже называют эпохой Дюрера.
Тимофей Зудин,ведущий: Но это веяние пришло всё-таки из Италии?
Светлана Мурашкина,куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Нет, на Севере всё это имело немножко другие основания. Хоть и возникает в Нидерландах Возрождение параллельно итальянскому. Дюрер в Италию безусловно стремился, он два раза туда ездил и постоянно находился в некоем диалоге с итальянским искусством. Они даже с Рафаэлем обменивались своими произведениями, были заочно знакомы.
Тимофей Зудин,ведущий: Для нас Возрождение – это буйство красок. А в экспозиции представлены в основном монохромные работы. Какое место они занимали в его творчестве?
Светлана Мурашкина,куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Центральное. Современники воспринимали Дюрера как графика. Возрождение – это не только краски, это ещё и перспективы, и открытие человека. Дюрер писал картины, как каждый приличный художник, но он и гравировал их, и создал даже теорию искусства. Но современники воспринимали его как графика. И гравюра – это то искусство, в котором он совершил переворот. Если бы Дюрера не было, то в истории живописи вряд ли что-нибудь бы поменялось, а вот история гравюры пошла бы совсем иначе.
Тимофей Зудин,ведущий: Благодаря Альбрехту Дюреру искусство гравюры и ксилографии вышло на новый уровень, а что именно он привнёс в него?
Светлана Мурашкина,куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Когда он выпускает свою серию гравюр «Апокалипсис», сделавшую его знаменитым, то делает в ксилографии то, что до него не делал никто. До этого гравюра была искусством немножко лубочным для широких народных масс, простым. По сути это недорогая картинка, потому что живопись могли себе позволить немногие, а отпечатанные листы бумаги многие. Он начинает мыслить гравюру, как картину — живописное произведение. С такой тонкостью, продуманностью и тщательностью не гравировал никто ни до него ни после.
Людмила Ширяева,ведущая: Многие работы выставляются впервые?
Светлана Мурашкина,куратор выставки, научный сотрудник отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Так случилось, что у нас в коллекции есть немецкие рисунки, которые почему-то не выставляли, хотя в Эрмитажной коллекции они давно. Гравюры всё-таки можно тиражировать, они есть в разных музеях. А вот рисунки – это штучная вещь. Так как мы подобрали не только Дюрера, а решили сделать какие-то визуальные параллели, то из запасников достали восприятие его работ другими художниками. Поэтому у нас и прикладное искусство, и витражи, которые никогда не экспонировали, по 80 лет они лежали заклеенными. Их отреставрировали специально для выставки.