Андрей Яковлев,корреспондент: Ежедневно на улицы Петербурга выходит около 700 троллейбусов — самая большая сеть в стране. Этот транспорт обслуживает город уже 85 лет.
Алексей Гонтарев,реставратор троллейбусов Музея электротранспорта: Подготовка к пуску троллейбусного движения у нас велась с 1935 года. И к осени 1936 года всё было готово для открытия троллейбусного движения. Были закуплены и поставлены в наш город 4 вот таких вот троллейбуса, и 21 октября 1936 года новый вид транспорта стал активно функционировать в нашем городе.
Ленинград стал четвёртым после Москвы, Киева и Ростова-на-Дону городом, где появился троллейбус. В то время на улицах растущих мегаполисов активно укладывали асфальт — возникла трасса для принципиально нового вида транспорта.
Андрей Яковлев,корреспондент: Слово «троллейбус» пришло из английского языка. «Троллей» — так называли трамвайный вагон в Америке. «Бус» — это автобус. Вот и получилось нечто среднее между автобусом и трамваем.
Есть и другая версия. «Trolley» – специальная тележка, которая катилась по проводам, забирая ток, и приводила первые экспериментальные троллейбусы в движение.
Андрей Яковлев,корреспондент: А это совершенно новая головка токоприёмника. Посмотрите, какая она подвижная. Внутри угольная вставка — она не позволяет проводам перетираться.
Ленинградский троллейбус стремительно эволюционировал. Видите, какие были тесные салоны. До конца 50-х годов количество людей в них было строго ограничено и переполненный транспорт просто проезжал мимо остановок.
Алексей Гонтарев,реставратор троллейбусов Музея электротранспорта: Троллейбусный поезд — возникла идея ещё в 50-х годах. Идея эта регулярно испытывалась на практике. То есть два троллейбуса эксплуатировались друг за другом. В нашем городе эксплуатировались такие поезда с 1982 по 2002 год.
Андрей Яковлев,корреспондент: Современные троллейбусы в полтора раза вместительнее тех, что ходили ещё полвека назад. В салоне появились кондиционеры, удобные сидения, пространства над головой стало больше. А ещё есть валидаторы и зарядки для мобильных телефонов.
Леонид Фролов,водитель троллейбуса: Это как сравнить табуретку с офисным креслом. Примерно. Там всё было ручное, здесь — электроника. Здесь пневматическая подвеска, регулировка — вверх, вниз, влево, вправо. Зеркала регулируются. Руль регулируется. Вместо панелей и приборов — монитор. А там же всё механическое было.
Сегодня для троллейбуса наступили переломные дни. Несмотря на расширение маршрутной сети, новые провода для него тянуть никто не собирается. И в «рожках» он не нуждается, как раньше. Машины без труда проезжают 15 километров с полным салоном пассажиров.
Александр Корешов,помощник директора Троллейбусного парка №1: С годами всё больше и больше у нас появляется с троллейбусов с увеличенным автономным ходом, за счёт этого мы можем ездить в районы, куда раньше не могли, где отсутствует контактная сеть. И в этом направлении и будет развиваться. Ну и плюс — обновляться подвижной состав. Будет более современным, удобным и безопасным.
За последние 20 лет в России закрыли 16 троллейбусных систем из 100. В числе городов, с улиц которых полностью убрали троллейбусные провода, и Москва. Северная столица — напротив, делает ставку именно на этот экологичный вид транспорта.
Андрей Яковлев,корреспондент: Петербург по праву считается «троллейбусной столицей России». Ежедневно все машины преодолевают расстояние равное двум экваторам и перевозят около 400 тысяч человек.