Как и зачем надо убирать город от осенней листвы? И почему каждый год осенний Петербург разный? Репортаж Александра Лисицына.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Ленинградская осень и петербургская осень — все-таки разные явления. Хотя, вроде, и эпоха сменилась совсем недавно, и город один тот же. Но вот вам пример: все мы знаем, что верный признак приближающейся зимы — уборка осенней листвы. Сегодня по действующему регламенту ее просто сгребают в кучи, увозят на свалку. А в советскую эпоху сжигали прямо на месте, в парках, садах и скверах. Казалось бы, такая незаметная деталь городского хозяйства, но даже про нее можно сказать в стихах и положить на музыку».
Уборка осенней листвы — это ежегодная непростая работа для коммунальных служб города. Например, по данным Комитета по благоустройству, в минувшем сентябре всего за всего одну неделю интенсивного листопада с территории Петербурга было вывезено 2 тысячи тонн опавших листьев. Для этого ежедневно трудились больше 900 дворников, было задействовано 450 уборочных машин.
При этом многие горожане просят не трогать красно-желтый ковер на городских газонах, мол, зачем убирать такую красоту. Но, как это часто бывает, кроме эстетики, нужно думать и о практической стороне вопроса.
ЕФИМ ПАРАМОНОВ,заместитель генерального директора садово-паркового хозяйства «Василеостровец»: «Перезимовав, листва слежится, будет спревание, газон не будет нормально расти. Газоны у нас будут не какие-то там партерные, ровные, а, скажем так, плохого качества».
Парк Ботанического сада Петра Великого — вот куда нужно идти за всеми красками осенней палитры. Всего здесь высажено более 1200 растений. Весной каждое по-своему распускается, а осенью — опадает.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Главный источник энергии для деревьев, как известно, это вода и солнечный свет. Когда на улице становиться холоднее, когда почва замерзает, когда темнеет раньше, все растения замедляют производство одного из пигментов зеленого хлорофилла. Яркий летний цвет уступает место оттенкам осени — от желтого и оранжевого, до красного и даже темно-бордового».
Пигмент хлорофилл, дающий растениям зеленый цвет, поглощает все остальные оттенки, излучаемые солнцем. Оранжевые и желтые пигменты называются каратиноиды, зависят от разных факторов — от породы деревьев до освещения, естественного или искусственного. Самые неизученные пигменты — антоцианиды, дающие красный цвет.
ЮРИЙ КАЛУГИН,научный сотрудник Ботанического сада Петра Великого: «Вот золотая осень, которая у нас сейчас была, днем +14 или +16, или даже выше, а ночью +2, +3, даже иногда с заморозками — вот этот перепад температур провоцирует образование новых веществ и вот такую раскраску деревьев».
Сегодня насладиться всеми красками осени и поделиться этим настроением с близкими может каждый, у кого есть смартфон и страничка в социальных сетях. До появления фото, видео и интернета функции того же инстаграма, по сути, выполняли выставки картин в музеях.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Картина «Осень на болоте» 1872 года художника Федора Васильева. Выбор пейзажа понятен: автор родился в Гатчине. Но работа над полотном шла не на малой родине, и даже не в Петербурге, а в Крыму, в солнечной Ялте, где Васильев лечился от туберкулеза. И ведь не было у него перед глазами натуры, только набросок карандашом и очень цепкая память».
Это сейчас в нашем распоряжении есть фотошоп, цветокоррекция и нейросети. В 19 веке все эти технические достижения заменяли палитра с красками, техника рисунка и мастерство художника. Исаак Левитан для одной из картин использовал пастель, проще говоря, мелки — с ее разнообразием цветовых пигментов — чтобы передать ту самую, порой совершенно неуловимую, атмосферу поздней осени.
ВАЛЕНТИНА ГОРЛОВА,заведующая экскурсионно-лекционным отделом Русского музея: «Один из основных цветов для осеннего пейзажа — называется кадмий желтый. Есть кадмий желтый средний, есть кадмий лимонный, также используют краску охру, это коричневые оттенки. Она бывает еще и золотистой, еще есть такая краска в пастели — называется краплак красный темный, и если проложить желтый цвет, его разбелить белилами, получится золотое горение, а если еще добавить красноватых оттенков — получится бурый цвет».
Конечно, с научной точки зрения, осень — с ее цветовой палитрой, сложной пигментацией и реакцией на климат — еще одна фундаментальная загадка для ученых. С обывательской точки зрения все проще — нам достаточно знать, что в Петербурге не бывает одинаковой осени, как у людей не бывает одинаковых судеб.