В гостях у программы «Утро Петербурга» Ольга Харламова, педагог-психолог Академической гимназии №56, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2015».
Людмила Ширяева,ведущая: Накануне мы поздравляли педагогов с их профессиональным праздником и в течение всей недели знакомим с лучшими учителями Петербурга. Меняются ли со временем психологические проблемы школьников?
Ольга Харламова,педагог-психолог Академической гимназии №56, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2015»: Времена всегда одинаковые, и психологу-педагогу приходится иметь дело с постоянной определённой группой проблем. Однако мы не стоим на месте, потому что в обществе появляется много новых явлений, которые требуют новых подходов. Среди разновидностей зависимостей, профилактикой которых мы занимаемся, появились такие как игровая интернет зависимость.
Николай Растворцев,ведущий: С чем вам чаще всего приходится бороться?
Ольга Харламова,педагог-психолог Академической гимназии №56, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2015»: Я бы сказала, не с чем, а за что. За эмоциональное благополучие всех участников образовательного процесса. Я убеждена, что как только у нас будет эмоциональное благополучие, уверенность в успехе, в своих силах, чувство поддержки всех участников образовательного процесса, мы сможем решить и все остальные сложности.
Николай Растворцев,ведущий: Не хватает поддержки или преобладают какие-то негативные эмоции от общения?
Ольга Харламова,педагог-психолог Академической гимназии №56, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2015»: Мы все нуждаемся в помощи в формировании нашей личности, потому что это процесс, а не результат. Участники образовательного процесса – это ведь не только наши детки, воспитанники, ученики, а ещё и их семьи, и наши коллеги. Поэтому эмоциональное благополучие – закон, которому мы должны следовать и помогать.
Людмила Ширяева,ведущая: Насколько непросто найти путь к тайнам современного школьника, раскрыть его секреты, чтобы оказать помощь?
Ольга Харламова,педагог-психолог Академической гимназии №56, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2015»: Конечно, это непросто, и в этом играют роль многие факторы. Важна личность самого педагога, ребёнка, подход, время, терпение. Основа нашего профессионализма как раз в терпении. Ещё важно не навредить, иногда может и не стоит форсировать события.
Николай Растворцев,ведущий: Достаточно ли, на ваш взгляд, сегодня педагогов-психологов?
Ольга Харламова,педагог-психолог Академической гимназии №56, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2015»: В нашей гимназии есть целое подразделение – психолого-педагогический медико-социальный центр. В его составе около 20 специалистов: социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-логопеды. Они наладили работу с учителями, классными руководителями, педагогами дополнительного образования таким образом, что всё работает в системе. А хватает ли педагогов-психологов вообще сейчас в образовании в целом, то, конечно, хотелось бы побольше. Чем больше добрых жарких сердец, опытных рук, тем быстрее и сплочённее идёт сам процесс.
Людмила Ширяева,ведущая: Наш город многонациональный. Есть ли некий мир? Помогает ли в этом школьный психолог регулировать такие вопросы?
Ольга Харламова,педагог-психолог Академической гимназии №56, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2015»: Да, по моим наблюдениям сейчас эта проблема остро уже не стоит. Буквально несколько лет назад эта проблема стояла, приходилось искать пути для её преодоления. Сейчас эти вопросы сглаживаются за счёт комплексной системной работы, которую из года в год проводят мои коллеги.
Николай Растворцев,ведущий: Насколько сегодня гаджеты являются помощниками для школьников или мешают процессу обучения?
Ольга Харламова,педагог-психолог Академической гимназии №56, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2015»: Я считаю, что это ответственность нашей взрослой общественности – насколько мы умеем прививать культуру пользования подобными средствами как детям, так и самим себе. У меня складывается впечатление, что мы-взрослые ещё только в процессе овладения этой культурой. Главное – научить ребёнка пользоваться этими вещами, чтобы они при носили пользу.