Где заканчивается наука и начинается Санкт-Петербург? Удивительные явления и их объяснения – в репортаже Ивана Уварова.
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Думаете, это призрак Павла Первого? Нет! Магия телевидения. Да, и грифоны под покровом ночи не вылетают из своей башни на Васильевском. Любой миф или необычное явление в Петербурге имеют свое объяснение. Ну, вот подсолнухи. Растут прямо напротив ледокола «Красин». И что в этом необычного?»
Как бы мистически это ни звучало, но все началось со звезды. Которая светила над Петром Первым в момент основания Петербурга. То есть 27 мая 1703 года. Ту самую звезду вычислил астрофизик Виктор Горшков.
318 лет незримо наблюдает за городом. Метафизика — не иначе. Ну, а как еще оправдать все эти петербургские мифы? Про древних сфинксов, призраков и нехорошие квартиры. Ученые пытаются все объяснить наукой и ее опытом.
ВИКТОР ГОРШКОВ,кандидат физико-математических наук: «Знаете такого философа — Огюст Конт? Он ошибся один раз потрясающе как физик, он сказал, что люди никогда не узнают из чего состоят звезды. Через 10 лет открыли спектральный анализ и все. Вот вам философский вывод, который разрушился».
Художники во всем ищут скрытые смыслы и подтексты. Вот Сергей Осьмачкин – на фотопрогулках охотится за метафизическим Петербургом. Что это такое? Словами не объяснить. Нужно просто наблюдать за работой мастера.
СЕРГЕЙ ОСЬМАЧКИН,фотограф: «Это обычные предметы, которые вдруг обретают некую душу, свое наполнение, которое мы, пробегая мимо этого, как говорят безобразия, не замечаем».
И таких, выражаясь языком фотографа Осьмачкина, метафизических снимков — только за последний месяц в соцсетях опубликовали десятки. Световые столбы, оранжевое облако и даже лик Петра Великого в небе над городом.
Не нужно искать мистику, там где ее нет, парирует всей этой метафизике метеоролог Валерий Цепелев. Облако – просто облако. И никакой мистики.
ВАЛЕРИЙ ЦЕПЕЛЕВ,доцент кафедры метеорологических прогнозов РГГМУ: «Кучево-дождевое облако, которое уже развилось в облако, из которого будет гроза, дождь. Вот шапка ледяная, в которой формируются кристаллы, и они будут выпадать».
А вот увидеть луну и солнце одновременно можно только в петербургском небе. И вновь наука всё объяснит.
ВАЛЕРИЙ ЦЕПЕЛЕВ,доцент кафедры метеорологических прогнозов РГГМУ: «Длинные сумерки, солнце еще не зашло, а луна уже начинает свое путешествие по небосводу, поднимается все выше и выше».
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Архитектурные ансамбли Петербурга. Величественные и роскошные. Вот оно — идеальное воплощение гармонии. Но все это великолепие словно не создано для жизни человека. Все эти здания населены мифологическими существами».
Нет. В Петербурге, как мы помним, всё поддается объяснению. Герои мифов, населяющие город — не что иное, как дань античным канонам. Любую, даже самую, казалось бы, нереальную гармонии в этом городе можно измерить алгеброй.
Улица Зодчего Росси. Самая гармоничная в мире. Идеальное соотношение пропорций. Один к десяти. Высота и ширина 22 метра. Длина в 10 раз больше — 220. Этим цифрам каких только смыслов не приписывают. Говорят, что все это и вовсе кабалистика. Архитекторы в ответ лишь усмехаются.
ЮРИЙ НИКИТИН,доктор архитектуры, член Санкт-Петербургского союза архитекторов: «Но магия цифр здесь излишня, потому что тогда мы пользовались не метрической системой, а саженями, и если это перевести в ту линейку измерений, то это дает нам совершенно другие цифры. Здесь больше чутья архитектора, художника».
Чутьем и гениальностью мастера архитекторы объясняют и магию вот этих шаров на стрелке Васильевского острова. Здесь принято загадывать желания. Потому, что скульптор-канетес Самсон Суханов в 19 веке, когда не было никаких сканеров и 3D-принтеров на глаз, буквально выбил эти идеально круглые шары. Разница в размерах между Южным и Северным — всего 3 миллиметра. Мастерство! Или все-таки мистика?
Но одна – главная – загадка у Петербурга все-таки есть. Это невозможно объяснить наукой. Это можно только видеть. Этим можно только восхищаться. Цвет города. Особенный. Неповторимый.
Да, мы часто говорим о том, что у Петербурга есть своя – особая атмосфера, которую многие называют таинственной, необъяснимой словами, мистической, одним словом, метафизической. Но миф о Петербурге, каким бы красивым и загадочным он ни был, это всего лишь миф. И когда пытаешься его разгадать или опровергнуть, объяснить с научной точки зрения — становится ясно. Докапываться до истины — вряд ли нужно. Потому что Петербургу нужен его миф. Хотя бы для того, чтобы сохранить ту неповторимую атмосферу неповторимого города. Имя которому – Петербург.