Ленинградские дома и центры культуры и досуга – что с ними теперь? Как они оказались в частных руках? И что теперь с ними будут делать их новые владельцы? Репортаж Антона Цумана.
Квартал между улицей профессора Попова и Песочной набережной. Главная, как говорят специалисты, архитектурная доминанта – Ленинградский дворец молодёжи, он же ЛДМ. Уже через несколько лет облик этого места кардинально изменится – новый владелец территории намерен реализовать здесь другой проект.
А в 70-х ЛДМ задумывался и строился для молодёжи, во многом силами молодёжи. И даже стиль – модернизм – был неслучаен, молодой мировой архитектурный тренд, нарочито контрастирующий с окружающей застройкой.
Лучшая по тем временам аппаратура, самые передовые технические решения. И всё это в руках молодёжи и её увлечений: бар, бассейн, ресторан. Поэтому не удивительно, что в вскоре ЛДМ становится не просто модным, а ультра-модным местом Ленинграда. Особый шик середины 80-х – попасть на ЛДМовскую дискотеку.
В эпоху хозрасчёта, самоокупаемости и приватизации ЛДМ превратился в Акционерное общество закрытого типа, где 40% принадлежало комсомольской организации, 20% её руководителям, а ещё 40% частным фирмам. Когда и комсомол прекратил своё существование, комплекс окончательно перешёл в частные руки. В разное время здесь были и отели, и бизнес-центры, и ночные клубы. В августе этого года здание выкупила строительная компания, у которой на эту территорию свои, сугубо коммерческие виды.
Но представить панораму песочной набережной без этого комплекса в стиле «советский модернизм» уже невозможно. С профессором архитектуры Владимиром Линовым оцениваем, насколько важен дворец для окружающей застройки. Ведь во многом вся панорама берега Малой Невки зависит от того, какой вариант выберут владельцы приговорённого к сносу ЛДМа.
История ЛДМ подняла важную тему, которая касается многих досуговых центров эпохи Ленинграда. Которые, начиная с первых пятилеток советской власти, строились без малого как часть стратегического проекта, аналогов которому в мире ещё не было. Функций сразу две: отдых и воспитание образцового советского гражданина. И всё это в шаговой доступности для рабочих.
С распадом СССР распалась и досуговая система. Печальный пример – кинотеатр «Москва» на Старопетергофском проспекте. Первый в СССР трёхзальный кинотеатр. В конце 90-х разорился и в 2008-м был официально куплен у города частным предпринимателем за 109 миллионов рублей. Новый хозяин хотел обустроить там ресторан. Но то ли не рассчитал свои возможности или просто охладел к проекту, факт есть факт — единственные работы, которые ведутся на данный момент — противоаварийные. И эта картина типична для многих учреждений досуга советской эпохи. Заколоченные, заброшенные, с неясным будущим.
Обводный, 62. В начале 20 века здесь был заводской склад, затем уже в советское время клуб хлопчатобумажников и текстильщиков, который в 40-х стал клубом 10-летия октября. В 2009 году ДК закрылся, здание признали аварийным, но и сегодня оно продолжает служить молодёжи. В некотором смысле, полигоном для граффитистов.
Детство краеведа Алексея Ерофеева прошло недалеко от Обводного — но в «десятке», а именно так и называли этот дом культуры, не бывал. Но то, что даже такие ДК стали неотъемлемой частью городской истории и топонимики, по его словам, неоспоримо. И тем более показательна их судьба как отражение досуга советской эпохи, который не вписался в рыночные отношения.
Те ДК, что принадлежали городу, в основном сохранили за собой культурно-досуговые функции. Частникам пришлось приспосабливаться. ДК имени Крупской, известный как «Крупа», уже много лет действует как самая большая книжная ярмарка, ДК имени Кирова с этого года реализует проект креативного пространства по примеру «Севкабеля». Всё зависит от решения собственника, которому иногда выгодно просто дождаться нового покупателя. Пример — ДК «Невский» на проспекте Обуховской обороны.
Для художника «Митька» Дмитрия Шагина это место знаковое по многим причинам. Это и выступления на сцене вместе с группой «Аквариум». Но самые тёплые воспоминания – вторая выставка художников-нонконформистов в сентябре 1975 года, где ещё 18-летний начинающий художник Дима помогал своему уже знаменитому отцу – Владимиру Шагину.
Это культурное явление позже назовут «Газаневщиной», от ДК Невский и ДК имени Газа, где прошла первая выставка. В наши дни «Газаневщину» оценивают не иначе, как один из истоков русского андеграунда. Но сам знаменитый ДК пустует с конца нулевых. Его владелец, когда-то мощный «Невский завод имени Ленина» в 90-х был акционирован, затем разделён на несколько юридических лиц. То, что владеет дворцом культуры, уже продало часть своей территории крупному петербургскому застройщику под жилой проект. И не исключено, что такая судьба постигнет и прилегающий к ней «Невский», который, по мнению Дмитрия Шагина, всё же стоило бы сохранить.
И судьба всех этих центров ленинградского досуга — переформатированных, пустующих, брошенных — отражение того, как сильно изменился наш город за последние три десятилетия. Не важно, как оценивать эти изменения, хорошо или плохо, гораздо более значимо, что будет на их месте. Какую судьбу для них выберут новые владельцы, а с учётом уникальности Петербурга, этот вопрос касается и нас, петербуржцев.