Тайны, которые хранят дороги, мосты, разобранные рельсы и чудом уцелевшие шпалы, — в репортаже Ивана Уварова.
Иван Уваров,корреспондент: «Если идешь по шпалам, то никогда не заблудишься. И обязательно выйдешь к нужной станции. Наверное, это действительно так. Но только не в Петербурге. Дороги, и не только железные, здесь могут в самый неожиданный момент привести в самые неожиданные места. И при желании можно дойти и вовсе до мистических мест».
Деревянные шпалы — это все, что сегодня осталось от железнодорожного подъездного пути от станции «Удельная» к заводу «Светлана».
Один из самых крупных в Советском Союзе завод по производству электрических ламп и электровычислительной техники. Именно здесь изобрели знаменитые электрические калькуляторы. Серия С3-22. Чаще всего с зеленым, а иногда синим дисплеем. Изобретение инженеров ленинградской «Светланы» по этим, теперь уже не существующим рельсам, разъезжались по бухгалтериям всей страны.
Дорогу демонтировали в начале 21-го века во время реконструкции проспекта Энгельса. Рельсы как раз его пересекали. Но чудом уцелели шпалы, которые идут дальше, вдоль улицы Нежинской. Местные до сих пор слышат здесь стук колес. Привет из прошлого, мистика.
Теперь по проспекту Энгельса мчатся трамваи и автомобили. «Светлана» закрыта. А старая-добрая «железка» уступила место современному транспорту, оставив о себе лишь напоминание.
Заброшенные и полуразобранные рельсы, ведущие к Северному заводу. Ветка, без которой крупнейший завод по производству ракетных комплексов С-200 и С-300 — по тем временам грозное оружие ПВО на мировом рынке обороны, просто не мог бы существовать. По этой дороге подвозили топливо для котельной. И, конечно же, материалы для производства. И все под грифом «секретно».
Заглянуть за ворота забора до сих пор мечтают многие. Но попасть на территорию «Северного» — невозможно. Даже сейчас, когда завод буквально разрушен. «Северный» закрыли в 90-е, время, когда под корень вырубалась вся советская оборонная промышленность. Но тайны некогда самого секретного объекта Ленинграда сегодня выдает железная дорога. Она хоть и ведет фактически в никуда, но сохранила несколько артефактов прошлого. Здесь был Ленинград!
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Кушелевский путепровод. Овраг. А вот и железобетонные опоры. Это путепровод, через который должен был проходить Политехнический проспект, тоже не существующий. Если верить краеведам, то строительство заморозили из-за того, что эти опоры изготовили некачественно. Но вот они — стоят здесь больше века, с 1913 года».
Не случились в Ленинграде, а затем уже и в Петербурге, почти 100 дорог. И каждую из них можно увидеть на генпланах разных эпох. Если внимательно присмотреться, конечно. Эта липовая аллея — не случившаяся улица, или проспект Дзержинского. Ныне — Гороховая. А ведь какая была задумка! Продолжение центрального луча знаменитого ленинградского трехлучия, или трезубца. Соединение центра с пригородами.
В 50-е здесь даже начали строить дома. И школу. Задумывался красивый проспект. Со сталинками по одну сторону. И строгими ленинградскими фонарями — по другую. Но как обычно, не хватило денег.
Это Лидия Валентиновна. Коренной житель поселка Лисий Нос. Где каждый гордится старой, заросшей и цитата «забытой петербуржцами» железной дорогой.
ЛИДИЯ СКОБЕЛЕВА,житель поселка Лисий нос: «Это легенда для нас. Не каждый населенный пункт мог похвастаться, что дорога не просто была построена в 19 веке, но и сохранилась. Но я, например, в детские годы по ней на паровозе с мамой ездила в театр».
А потом в институт. И, конечно же, на свидания. В общем, с железной дорогой в Лисьем Носу у каждого свои личные воспоминания, которые Лидия Валентиновна собирает и бережно хранит.
До революции назначение этой дороги было больше политическое, чем пассажирское. По ней на казнь отправляли преступников. В том числе и террористов, тех, что покушались на царя. Леонид Андреев в своем «Рассказе о семи повешенных» точь-в-точь описал именно это место. Вот, что видели преступники перед смертью.
Все эти дороги, мосты, разобранные рельсы и чудом уцелевшие шпалы — не просто важные и стратегические объекты, не случившиеся планы или часть нашей истории. Гуляя по ним, заброшенным и полуразрушенным, ты невольно задаешь вопрос: а куда сегодня нас ведут эти дороги? И находишь ответ: в прошлое. Туда, где был Ленинград. И может быть, нужно дать каждой из этих дорог новую, вторую жизнь. Которая станет мостом из настоящего в прошлое и будущее. Мостом между Петроградом, Ленинградом и Петербургом. Петербургом 21-го века.