Ленинград 22 июня 1941 года — в репортаже Натальи Бандуриной.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь переходим к важнейшей исторической дате, о которой говорили на этой неделе. И не только говорили, но и пытались понять, а какой урок мы должны извлечь из этой трагедии. Когда ровно 80 лет назад, 22 июня, наша страна услышала страшное слово «война». Наш телеканал провёл трансляцию очень строгой и памятной церемонии, посвящённой началу войны. На берегу Ладожского озера прошёл концерт симфонического оркестра под управлением маэстро Михаила Голикова. Специально была  выстроена сцена на берегу озера. Десятки софитов, высококачественный звук. Тихая гладь Ладожского озера, по льду которого спасали Ленинград, и торжественная музыка. Всё это давало возможность ещё раз осмыслить всю глубину и масштабы того величайшего горя, которое обрушилась на нашу страну 22 июня 1941 года.

Итак.  22 июня в половину первого ночи в Ленинград из Кремля  пришла телеграмма. «В течение 22-23.июня.41г. возможно внезапное нападение немцев». «В течение ночи необходимо скрытно занять огневые точки укрепленных районов». «Все части привести в боевую готовность». А уже в три часа ночи Алексей Кузнецов — тогда второй секретарь ленинградского горкома, первый секретарь Жданов был в отпуске тогда, собрал работников горкома и райкомов и прочитал им эту директиву. С трех часов ночи в небе над городом уже находились поднятые по тревоге истребители эскадрильи старшего лейтенанта Михаила Гнеушева. К утру привели в боевую готовность Балтийский флот, авиацию и войска Ленинградского военного округа. В небо подняли аэростаты, именно их увидели ничего не подозревающие ленинградцы, в основном, выпускники, которые гуляли по теплому ночному городу. Через некоторое время этот мир будет разрушен. И всё разделится на то, что было до 22-го июня. И то, что будет после.  Так начинался ад. 80 лет назад был самый страшный день в истории нашей страны. Что происходило в Ленинграде 22-го июня 1941-го года? Почему тогда ещё никто не знал и не представлял, какие нечеловеческие испытания ждут страну, ждут наш город? Репортаж Натальи Бандуриной».

Наталья Бандурина,корреспондент:
«Петровская набережная, центр города, там Аврора, в той стороне стрелка Васильевского острова, каждый год после выпускного вечера здесь гуляют бывшие школьники, 22 июня 1941 года, утром, они также возвращались домой счастливые и полные надежд, конечно, шутили и удивлялись, а не в их ли честь в небо подняли аэростаты».

До полудня все думали, что это учения, и не придавали этим странным черным точкам в небе особого значения. Было воскресенье, теплый летний день, который ленинградцы проводили или дома в кругу семьи, или в парке. Уже вышла свёрстанная накануне газета «Правда».

Нине Сигал было 10, когда она переспросила у мамы «что такое пакт?» после того, как несколько минут в тишине вся семья молча слушала обращение по радио. И еще много непонятных слов, таких как «вероломно». Но по лицам взрослых было понятно, что случилось что-то страшное. Но она и сама скоро очень быстро повзрослеет.

В Музее Обороны и Блокады Ленинграда хранятся уникальные письма обычных ленинградцев, которые описывают события первого дня войны. В них — страх, неопределенность и пока еще неведение того, что ждет их впереди.

Обычный перекидной календарь и карандашная запись в нем — немцы напали на Советский Союз, уже на следующей странице — фамилии мужчин ушедших на фронт. Насколько рядом эти записи, настолько скоро развивались события. Принято считать, что для граждан страны советов все это стало неожиданностью. На самом деле, как минимум последние два года все жили в ощущении приближения войны.

К сберкассам выстраиваются очереди, в промтоварные магазины тоже. Люди пытаются скупить как можно больше одежды, предметов быта, то, что потом на черном рынке может иметь цену. В Смольном спекуляцию пресекают на корню, кроме того, всех ленинградцев обязывают сдать радиоприемники, так началась и оборона в другой  в войне — информационной.

НАТАЛЬЯ БАНДУРИНА,корреспондент:
«В первые дни войны в небе над Ленинградом уже были замечены немецкие самолеты Люфтваффе, тогда разведчик делал подробные снимки города, с высоты на них отчетливо видно, как ходят трамваи, а на стрелке Васильевского острова еще не установлены зенитные батареи, но все очень скоро изменится».

Город начнут маскировать уже в первую неделю войны, начиная с 23 июня. Сохранились даже документы с подробной сметой таких работ. На то, чтобы полностью укрыть знаменитых коней Клодта, выделили 50 тысяч рублей. Для сравнения, 200 рублей была средняя зарплата. На то чтобы спасти город не экономили ни сил не средств.

Всеми работами по маскировке руководили ленинградские архитекторы — это они растворили в сером ленинградском небе шпили и купола, а боевые корабли в акватории Невы превратили в жилой квартал с помощью обычной фанеры. Даже белье развесили для правдоподобности. За время Блокады немцам не удалось уничтожить практически ни одного стратегически важного объекта. И основная причина этого — мастерски проведенная маскировка города. 

Военной мобилизации подлежат женщины шоферы. Оборонительные сооружения строят уже 23 июня. Их называли «щели» строят убежища в случае авианалетов по всему городу, первые появляются в Александровском саду и на Марсовом поле. Их выкапывают все и женщины, и мужчины.

Земляные стенки были укреплены деревянными стойками из круглого дерева, внутри траншеи стояли распорки, вся конструкция была обшита досками, а вдоль стенки стояли скамейки.

С самого первого дня после объявления войны город мобилизует все силы сопротивления. Никто не остается в стороне, до последнего вагоны, предназначенные для эвакуации, уходят вглубь страны пустыми. Ленинградцы не хотели покидать свой дом, тогда казалось, что все это ненадолго, но впереди у них были самые страшные испытания, и Ленинград выстоял, благодаря людям, которые отчаянно за него сражались.