В гостях у программы «Утро в Петербурге» Вячеслав Фёдоров, заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Тимофей Зудин,ведущий: Отделу истории русской культуры Государственного Эрмитажа исполняется 80 лет. Он появился в очень непростое время — в 1941 году.
Ксения Бобрикова,ведущая: Как формировался ваш отдел?
Вячеслав Фёдоров,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Благодаря Великой Октябрьской социалистической революции, когда были национализированы крупнейшие частные коллекции Строгановых, Шуваловых, Шереметьевых и так далее, в Русском музее был образован в 1918 году историко-бытовой отдел. Накануне войны пришла идея организовать специальное русское отделение при Государственном Эрмитаже. И вот 26 апреля 1941 года был подписан указ о его образовании. Туда были переведены коллекции из Русского музея, но это не значит, что они были единственными русскими коллекциями в Эрмитаже. Всё началось гораздо раньше – с Петра I и Екатерины II, особенно мы благодарны императрице.
Тимофей Зудин,ведущий: А как эти коллекции существовали? Они были не выделены в отдельное направление?
Вячеслав Фёдоров,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Ну, почему же. Когда они были частными, то была мешанина и западного, и русского, и восточного. После революции их уже стали делить по национальной принадлежности. Русскую часть было решено отдать в Эрмитаж. Таким образом, идея формирования Эрмитажа, как универсального музея в том виде, который мы сейчас имеем, стала облекаться в конкретные формы.
Ксения Бобрикова,ведущая: С какими достижениями отдел русской культуры подошёл к своему 80-летию?
Вячеслав Фёдоров,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Первое достижение в том, что мы существуем и развиваемся. А также в том, что у нас сейчас заканчивается формирование всех русских экспозиций (они разные, их много), начиная с истории Древнерусского государства и кончая современным искусством. Эти экспозиции – самое главное наше достижение, потому что это тот предмет, то направление, которое напрямую связано с посетителями, для которых мы и существуем. Ещё одно достижение в том, что мы имеем возможность организовывать временные выставки. Это раскрытие фондов, знакомство с новыми коллекциями и отдельными экспонатами.
Тимофей Зудин,ведущий: Зимний дворец Петра I тоже ведь достижение?
Вячеслав Фёдоров,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Зимний дворец Петра I – это вообще уникальное явление не только в Эрмитаже и не только в Петербурге, но и в России, и в мире. Потому что на месте зимнего дворца Петра, а их было 6, и они были снесены в своё время, Екатериной II был построен Эрмитажный театр. Наши Эрмитажные археологи начали раскопки под сценой Эрмитажного театра и обнаружили там не только кладку, фундаменты первых дворцов, но и фрагменты интерьеров. Было решено сделать такую реконструкцию. Пусть частично, ведь это не значит, что мы полностью восстановили дворец Петра I, конечно, нет. Но какие-то части восстановили. Уникальность этого проекта в том, что сейчас он существует прямо под сценой Эрмитажного театра. Об этом как-то мало знают, хотя мы стараемся пропагандировать. Это совершенно уникальная экспозиция. Тем более, что она связана с основателем Петербурга.
Ксения Бобрикова,ведущая: С чего лучше начать знакомство с вашим отделом?
Тимофей Зудин,ведущий: Может с экспозиции русской культуры второй половины XVIII века?
Вячеслав Фёдоров,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Начать знакомство надо с самого Зимнего дворца, потому что это и есть русская культура. Вся, со всеми экспозициями. А экспозиция русской культуры второй половины XVIII века, безусловно, ключевая, потому что она в большей части посвящена Екатерине II – основательнице Эрмитажа. Естественно, мы не могли пропустить такое имя, и практически её времени экспозиция и посвящена. Она прекрасна, одна из лучших.
Ксения Бобрикова,ведущая: Эрмитаж обладает большим собранием русских икон. В прошлом году открылась выставка, посвящённая русской иконописи XIII-XVIII веков. С работами каких иконописных школ можно познакомиться на этой выставке?
Вячеслав Фёдоров,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Наша коллекция русских икон – не самая крупная в мире, но она уникальна тем, что практически вся сформирована на безе археологических и этнографических экспедиций, которые проводили наши сотрудники в 50-70-е годы. В этом отношении мы сильно отличаемся от всех других собраний иконописи в стране. У нас очень хорошо представлены северные школы иконописи из тех мест, которые были вокруг Петербурга. Великолепные символы нашей иконописи – это иконы XIII века. Много икон спасено из церквей, потому что ходили по руинам, вытаскивая их из-под развалов. Представляете, в каком они были состоянии. Реставраторами проведена колоссальная работа, которая, по-моему, не закончится никогда. Но сама коллекция настолько интересна, настолько замечательна своей целостностью. И самое главное, что практически вся собрана руками наших сотрудников.
Тимофей Зудин,ведущий: И также руками ваших сотрудников произошла реставрация храма Зимнего дворца?
Вячеслав Фёдоров,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Это была наша мечта к 250-летию со дня рождения Эрмитажа. Большой собор был открыт. Растрелли во всём своём великолепии. Восстановлено практически всё, что было при нём.
Тимофей Зудин,ведущий: 2021 год – это год 800-летия святого благоверного князя Александра Невского. Наш телеканал поддерживает все мероприятия и события, которые связаны с его именем. И как раз ближайший крупный проект отдела истории русской культуры – это выставка «Святой благоверный великий князь Александр Невский. Образы и символика»?
Вячеслав Фёдоров,заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Выставка действительно посвящена 800-летию со дня рождения Александра Невского. Для нас это не просто имя. Для Эрмитажа оно напрямую связано с Петром I, по указу которого мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Петербург, в Александро-Невскую лавру, и он стал покровителем Петербурга, одним из главных святых России. Так получилось, что в Эрмитаже много памятников, освящённых именем Александра Невского. Это иконы и прикладное искусство. Его облики можно встретить и на фарфоре, и где угодно. Для нас очень важно, что выставка, которую мы сейчас делаем, полностью на основе тех экспонатов, которые мы сами и храним. А в центре, конечно, серебряное надгробие – уникальное явление в русской культуре. Это дело рук Елизаветы Петровны – дочери Петра I. Но в данном случае императрица не только таким образом увековечила само имя Александра Невского в таком великолепном памятнике, но тем самым она ещё и почтила память своего отца, потому что в основе сюжетов гробницы – военные подвиги. В какой-то степени это военный памятник, памятник славе русского народа, русской истории, русского воинства. Пётр I не случайно сделал Александра Невского главным святым Петербурга. Ведь шла война со Швецией.