Откуда на улицах города появились десятки тысяч самокатов в аренду? Сколько зарабатывают на этом владельцы? И какую цену за них платим мы, простые пешеходы? Репортаж Александра Лисицына.
Александр Лисицын,корреспондент: «»Бум каршеринга» — это поминутная аренда автомобилей — уже случился. «Бум байкшеринга» — это тоже самое, только с велосипедами — тоже. Теперь пришло время «кикшеринга» — уже второе лето подряд самое модное средство передвижения в Петербурге — электросамокат».
Взять в прокат – проще простого. Пару кликов через мобильное приложение, водительские права не нужны. Бери и поезжай. Вот мы проедем, по одной из центральных улиц Петербурга, чтобы проверить, насколько это удобно и безопасно.
Елена Коротаева вспоминает, как курьер на электросамокате врезался в нее прямо на тротуаре, когда она возвращалась домой. Женщина потеряла сознание. Обидчик просто поехал дальше. В полиции объяснили, по действующему законодательству — это не ДТП. Потому что нет в правилах дорожного движения такого транспортного средства.
На рынке Петербурга сейчас 10 сервисов, которые сдают в прокат электросамокаты. Со стороны бизнеса, на первый взгляд, все по закону. Практически на всех моделях стоит ограничение по скорости — до 25 километров в час.
Герман Мойжес,исполнительный директор велопешеходной ассоциации: «Я думаю, далеко не все самокаты ограничены по скорости. Да, и скорость — 20-25 или 30 на тротуаре – это слишком быстро. Я считаю, максимальная скорость на тротуаре должна быть максимум 5-10 км/ч. Все равно у самоката есть масса, скорость и удар получается очень мощным».
Александр Лисицынкорреспондент: «Средний вес электросамоката – 15 килограммов. Средний вес взрослого человека, ну, допустим, 65. Итого – около 80. Примерно столько весит этот боксерский мешок. И как вы уже догадались, сейчас будет краш-тест».
Очень ощутимо. И это еще надо понимать, что я был в защитной экипировке, был готов к удару, сгруппировался. Пешеход, в которого может врезаться лихач на электросамокате, к столкновению не готов. И вообще может не заметить опасности.
Тротуары в историческом центре Петербурга – зона повышенной опасности. Пожалуй, единственное место, куда на электросамокате нельзя – Елагин остров. Такое решение приняла администрация парка. Лихачи сбивали пешеходов и давили белок.
Валентина Говорушкина,волонтер: «Прошлый год был ужасный и бедовый. Приносили подряд малышей сбитых. Да я и сама ходила, видела трупики. У свалки, где сжигают деревья, на аллее слева, там тоже было много».
В Европейских столицах «бум электросамокатов» случился гораздо раньше, чем в Петербурге. Евгений Соколовский из Кельна рассказывает, что здесь столкновения с пешеходами случаются крайне редко. Все потому что есть инфраструктура для велосипедистов. Отдельные специальные дорожки между проезжей частью и тротуаром, на которых прекрасно соседствуют все виды городского прокатного транспорта.
Евгений Соколовский,житель Кельна: «Были приняты определенные правила, определенные зоны, где парковать нельзя. Все быстро зарегулировали. Первые полгода был хаос, а сейчас все давно устаканилось».
Общая протяженность велодорожек в Петербурге – 237 километров. Кажется, что много. Вот только проложены эти транспортные «артерии», по большей части, за пределами центра города. В исторической части Петербурга такие инициативы поддержки, увы, не находят.
Юрий Берестов,урбанист: «В данный момент нет законодательной базы, и ГИБДД боится подписывать эти проекты. Потому что если начальник из ГИБДД поставит свою подпись и случится ДТП, отвечать будет он. Вот и выходит, что сейчас велодорожки вне закона».
Депутаты и общественники, тем временем, уже несколько лет предлагают ввести в правила дорожного движения термин СИМ — средства индивидуальной мобильности — и приравнять электросамокаты, а заодно и моноколеса с гироскутерами, к мопедам и «выдворить» их с тротуаров на дороги. Управлять ими можно будет только с 16 лет и с правами категории «М».
Справедливости ради, это очень прибыльный бизнес. Цена одной минуты поездки, в среднем, 5 рублей в минуту. Парк компании-прокатчика — примерно 3000 электросамокатов и практически все сервисы увеличивают его с каждым годом.
Александр Лисицын,корреспондент: «Удивительно, но чтобы понять масштабы проката электросамокатов в Санкт-Петербурге, нужно всего лишь ночью прогуляться в окрестностях Дворцовой площади и Эрмитажа».
Именно здесь становится понятно: кикшеринг – это бешеная популярность и никакого порядка. Накатавшись на этом модном городском транспорте, люди кидают его, где попало.
Это директор сервиса проката с петербургской пропиской – Андрей Синьковский. Рассказывает, за дисциплиной клиентов приходится следить самостоятельно. За брошенный посреди тротуара электросамокат сначала предупреждение, потом штраф в 1000 рублей. Или блокировка аккаунта.
Андрей Синьковский,директор сервиса по прокату электросамокатов: «Кому-то самокаты нравятся, и они ими пользуются каждый день. Те, кто не пользуется сервисом, говорят, что это только засоряет город. Мнений много. Но мы ведь не нарушаем какие-то законы и не ухудшаем город. Я считаю, что мы сделали правильный выбор».
Образно говоря, «бум кикшеринга» — это и есть тот самый лихач, что несется мимо пешеходов по узкому тротуару на полной скорости и без тормозов. И только закон и развитие городской инфраструктуры заставят его, если не остановиться, то сбавить скорость.