С первого сентября 2021 года вступит в силу закон о так называемой «Гаражной амнистии». Ее  главный смысл — владельцы гаражей смогут по упрощенной схеме получить право собственности на свой гараж. А значит, строение можно будет дарить, оставлять в наследство. Для Петербурга гараж — это не просто машиноместо. Это целая субкультура со своими правилами и законами. Подробнее – в репортаже Натальи Бандуриной.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Ну, и продолжим обсуждать тему президентских решений. Вот еще одна новость в связи с этим. Итак. С первого сентября этого года вступает в силу закон, который подписан президентом Путиным, и который уже получил в народе название «закон о гаражной амнистии».  Его  главный смысл — владельцы гаражей смогут по упрощенной схеме получить право собственности на свой гараж. Значит, данное строение можно будет дарить, оставлять в наследство, продавать. Но есть и важное исключение — под этот закон не подпадают гаражи, построенные после 2004 года. Но и перечень документов, который необходимо предоставить на оформление гаражей в собственность, тоже пока не ясен. Сейчас соответствующие документы уже будут готовить на местном законодательном уровне. Очень важная для Петербурга тема. Все мы знаем, как снесли гаражи на севере города, на проспекте Энгельса. И какие это были страсти. Сейчас большие гаражные кооперативы есть в Пушкине. На проспекте народного ополчения. Поэтому, каким будет этот закон на практике, очень важно для Петербурга. Итак. Гаражная амнистия. Что это такое и как она отразится на нынешнем положении владельцев гаржей? А чем запомнились гаражные кооперативы советских времен? И почему иногда гараж — это не просто крытое машиноместо, а особое пространство со своими правилами и законами? Наталья Бандурина продолжит тему».  

Парнас. Район новостроек на севере города. По числу населения район сравним с соседним городом Псковом. А еще каких-то 10-15 лет назад здесь была промзона и настоящий город гаражей. Их снесли, чтобы освободить место под застройку. С одной стороны, хорошо — люди получили жилье. А с другой — владельцы крытого машиноместа поняли, что они, по сути, бесправны.

Бульдозер тогда сносил не только железные коробки — уничтожал целый мир гаражной культуры, уникальной, нашей, петербургской, гаражной культуры.

Обычный гараж на окраине города. Инструменты, верстаки, ключ на 12 — все как обычно. Но вряд ли где-то еще в городе, точнее, больше нигде, можно увидеть это.

Несбыточная мечта миллионов людей — спорткар «Ламборгини», как известно, его собирают вручную в итальянской Болонье, а этот полностью, с нуля, собрали вот эти два парня из Петербурга.

Егор — инженер-конструктор, на нем все чертежи и расчеты. Илья закончил консерваторию, музыкант, которому техника оказалась ближе. У конструкторов свой Youtube-канал, за тем, как рождался спорткар, следили миллионы подписчиков.

Обычно, после успешного запуска проекта (а есть и другие: дом на колесах с камином, куда помещается "Ока", которая стала еще меньше) машину разбирают, но на «Ламборгини» рука не поднимается. Слишком хороша.

Для них это не просто гараж — это экспериментальная площадка, студия из которой они выходят в эфир. А еще очень хороший пример того, что если чего-то очень хотеть, то все достижимо.

На сегодня в Петербурге порядка 400 гаражных кооперативов на 250 тыс. машиномест. Механизм такой: землю арендуют у города, все участники кооператива платят членские взносы. Это порядка 10 тысяч в год. На эти деньги, в том числе, сами ремонтируют дороги, проводят электричество, платят за охрану.

Анатолию Чунусову гараж достался по наследству. Как у всех, здесь есть мужская половина с инструментами, и женская — с соленьями и вареньями.

Изначально предполагалось, что хозяин гаража будет только хранить свой автомобиль, но на самом деле, почти у каждого ментально-советского человека это и склад, и погреб, и ремонтная зона.

Вот именно поэтому, когда происходит очередной снос гаражей, на защиту своего практически второго дома выходят сотни людей. Так было в Приморском районе, в прошлом году, когда земля понадобилась для строительства завода.

Завод, к слову, так и не построили, пока. Но и часть гаражей снесли.

Не надо думать, что гаражи — это только окраина города, как себе это все представляют, промзона со всеми вытекающими из этого последствиями. Это еще и центр. Во дворе знаменитого дома Бенуа появились первые гаражи в Петербурге.

После открытия постоянного Троицкого моста в 1903 году, территория вокруг Каменноостровского проспекта активно застраивается доходными домами. Квартиры здесь снимали коммерсанты и военные, инженеры и банковские служащие, средний класс, его представители тогда могли себе позволить личный автомобиль.

Сегодня представить себе в жилом доме, где-нибудь в спальном районе, отдельные помещения для машин — просто невозможно. Именно поэтому гаражные города возводили на ближайших пустырях рядом с жилой застройкой. Но Петербург строился, постепенно отвоевывая занятую железными коробками территорию.

Весной грязно. Летом пыльно. Но это снаружи, внутри царит творческая атмосфера.

Обычный гараж вот уже 10 лет — профессиональная студия звукозаписи и репетиционная зона.

Эта группа играет кавер-версии, а настоящий гаражный рок пришел к нам из Америки. Игги Поп, Патти Смит — все начинали в гараже у папы. И это и правда удобно. Ты никому не мешаешь. Тебе никто не мешает. Ну, и романтика конечно.

В известном фильме Рязанова члены кооператива никак не могли выбрать, кого из него исключить. Проблемы были такие же и 40 лет назад. Через гаражи прокладывали дорогу. Сегодня ситуация схожая. С 1 сентября вступает закон о так называемой гаражной амнистии. Это значит, что люди, наконец, смогут  не просто арендовать, а получить собственность на гараж. Но есть нюанс. Гаражи, которые построены после 2004 года, под амнистию не попадают.

Но и это еще не все. Пока непонятен перечень документов, на основе которых, можно будет оформить постройку. Иными словами, еще придется доказать, что это твое помещение.

Идея, на самом деле, хорошая. Закон должен защитить хозяев гаражей. И в случае права собственности, просто так снести ту или иную постройку, будет уже невозможно. Тем более, уже всем понятно, что городские парковки не справляются с таким количеством машин. Но сохранять гараж необходимо еще и потому, что это огромная часть нашей городской культуры, это не просто машиноместо — это целый мир.