Парящая «Электроника» спустилась с небес на землю — один из символов Выборгского района демонтировали в связи с предстоящим сносом корпуса завода «Светлана». На его месте будут построены жилые дома. Сейчас скульптура лежит во дворе завода и ждет профессиональной экспертизы. Специалисты должны сказать, нужна ей реставрация или нет. После этого ее перенесут на фасад другого корпуса «Светланы». Это должна быть история со счастливым концом. Другое дело с вывесками советского периода. Их нещадно демонтировали. За последние 3 года — 18 вывесок. Однако в Петербурге появились неравнодушные люди, которые решили их спасти. Репортаж Натальи Бандуриной.

Аккуратно, без лишней шумихи, не привлекая внимания журналистов, хотя обещали, с фасада здания завода «Светлана» сняли один из символов Выборгского района — скульптуру парящей Электроники. Здание, как известно, скоро снесут, но пока оно еще стоит, прямо чего-то не хватает, хочется заполнить это пространство.

Наталья Бандурина,корреспондент:
«Сейчас она лежит во дворе завода. Как бы мы ни просили, но нам не разрешили навестить спустившуюся на землю скульптуру. Но зато здесь, в мастерской автора, ее можно взять на руки».

Модель в масштабе 1 к 10 — окончательная авторская версия. Наука «Электроника» с человеческим лицом, женским лицом, в экране электронно-лучевых осциллографов. В постоянном движении, как вся советская наука. Такой ее увидел ленинградский скульптор Валентин Козенюк в 1976 году.

Больше 40 лет она украшала фасад завода. Говорят, никакой конкретной модели, с которой лепили скульптуру, нет. Это был собирательный образ.

Но, по сути, это был новый персонаж древнегреческих мифов. В 70-х – 80-х годах прославлять достижения науки и техники выпало именно олимпийским богам. Так, по замыслу Козенюка, рядом с парящей Электроникой, на соседней стене, должен был мчаться бог солнца – Гелиос, которого бы обгонял спутник, но проект так и остался проектом.

Но сюжет с колесницей пригодился на фасаде здания автобусного парка на улице Кубинской, добавили, правда, одного персонажа – Икара. Такое новое прочтение, что и с пассажирскими перевозками, у нас тоже все на высшем уровне. Словом, мифы древней Греции.

Все эти панно объединяет одно — их историческая и художественная ценность выше, чем само здание, на котором они расположены, как драгоценные пуговицы на старом пальто, которые срезают, чтобы сохранить. А поэтому, лишившись дома, во всех смыслах они ищут новый. Вот и Электроника после реставрации должна перелететь на здание другого корпуса завода Светлана.

Вообще, можно отдельную книгу написать о приключениях мифических персонажей в Ленинграде. Вот Прометей с Гражданского проспекта долго был символом одноименного кинотеатра. Но типовой постройки нет давно, а скульптура жива.

Наталья Бандурина,корреспондент:
«Он не пропал, не затерялся на какой-нибудь свалке. Прометей переехал сюда, в сад цветов, на пересечении проспекта Просвещения и улицы Ольги Форш, и в этом есть что-то символическое, скульптуру с постаментом соединяет все лишь один металлический штырь, всего одна опора, но Прометей удержался. Во всех смыслах».

Одним словом, скульптурам советского периода. Везет, чего нельзя сказать о других свидетелях эпохи — вывесках.

Их все меньше и меньше остается в городе. Более того, на них объявлена настоящая охота. Вот официальные обращения некого Антона П. Кто скрывается под этим именем, неизвестно. Может, один человек. Может целая организация. Между тем, он написал уже более 8 тысяч обращений в городскую администрацию с требованием снять ту или иную вывеску.

Никита Гранько — коллекционер и негласный смотритель советского раритета на городских фасадах и крышах. Он ходит по городу и фотографирует образцы дизайна доперестроечной эпохи.

Составил даже целую карту, где можно найти тот или иной объект. Когда выяснилось, что именно по ней работает Антон П., карту скрыл. Но сохранять, хотя бы на фотографиях целый пласт городской истории, не перестал. В его телеграм-канале «Радиоателье» становится все больше и больше подписчиков. А значит, людям это нужно.

Это не просто указатели. В свое время это было лицо города. Вечером, когда они светили неоновым светом, Ленинград преображался. Не было этой навязчивой рекламы, и все было понятно, где Дом книги, ресторан или гастроном. Более того, они были источником вдохновения.

Входная группа в Детскосельский совхоз, конструкция цвета алюминия. Здесь в свое время в полях трудился Виктор Цой. И здесь родилась его знаменитая песня.

За последние несколько лет навсегда исчезли более 18 советских вывесок. Среди них: «Союз» на Курской улице, «Дом музыки», аноним Антон П. требовал даже демонтировать вывеску «Город герой Ленинград» на площади Восстания, но ее удалось отстоять. Азат Романов — эксперт в области советского дизайна, был одним из тех, кто встал на защиту истории города.

Итогом этой борьбы стал мораторий на демонтаж вывесок, установленных в городе до 1996 года. Соответствующий закон недавно принял петербургский парламент. До этого вывески советской эпохи были беззащитны. Под видом того, что они не соответствуют современному облику города, их можно было снять. Теперь за их состоянием будут следить арендаторы или владельцы здания, на котором они установлены. Здравый смысл победил. Потому что не надо стирать прошлое — без него нет будущего.