Что стоит за идеей перенести петербургский порт в Усть-Лугу: аппаратные игры олигархов или здравый экономический расчет? И что будет с Петербургом, если у города отберут порт, а на его месте построят жилой комплекс? Репортаж Антона Цумана.
Антон Цуман,корреспондент: «Большой порт, морские грузовые ворота в город. 60 миллионов тонн грузов ежегодно — две пирамиды Хеопса. 18 000 тысяч судозаходов. Но теперь этот порт рассматривается еще и как 600 гектаров ценной территории. Которую предлагается отдать под застройку».
Петербург невозможно представить без порта, который существовал неотрывно от города с 1869 года. Поэтому информация о планах вывода его из города поначалу воспринималась как фейк.
Автор резонансной инициативы — президент «Трансмашхолдинга», миллиардер Андрей Бокарев, 56-е место в списке российского «Форбс». Каким образом его предложение, изложенное на бумаге, оказалось на столе у президента — неразгаданная аппаратная тайна. Но вот факт — резолюция президента на его письме — проработать. Петербургские власти, осознавая фантастический масштаб проекта, высказываются о нем крайне взвешенно и осторожно.
Андрей Бокарев также является совладельцем одного из терминалов в порту Усть-луга, куда и предлагается перенести большой порт. Царский размах планов — кварталы элитного жилья и «возможный высотный элемент», в рифму Лахта-центру.
Аналитик в сфере логистики Алексей Безбородов одним из первых начал комментировать эти планы, и по его словам уже можно сделать ряд выводов. Во-первых, разом взять и перенести порт целиком — задача невыполнимая. Во-вторых, сама презентация по оценке эксперта составлена, мягко говоря, безграмотно.
Исторически порт на Гутуевском острове — следствие бурного промышленного роста Петербурга в середине 19 века. В советское время он снова подтвердил статус грузового окна в Европу. Для справки, первый контейнерный терминал в СССР появился именно в Невской губе.
Антон Цуман,корреспондент: «Сегодня вся территория порта, если посмотреть на карту, похожа на лоскутное одеяло. Всего тут действует 19 различных компаний — так называемые «стивидоры». Вот тут Нефтяной терминал, стратегический партнер города, вот здесь Леспорт, тут стоят ледоколы Росморпорта. Десятки мнений, которые в случае переноса порта предстоит учесть».
Допустим, части компаний предложение переехать в Усть-Лугу может показаться заманчивым. Но существующий порт расположен в непосредственной близости от грузоотправителей и грузополучателей — промышленных предприятий города, а до Усть-Луги — 140 километров. Логистика выйдет запутаннее и значительно дороже. С чем согласятся далеко не все владельцы грузов.
Другой вопрос, как быть с предприятиями, непосредственно завязанными на портовую инфраструктуру, и которые тоже попадают в зону редевелопмента. Например, Адмиралтейские верфи, которые сейчас выполняют стратегические заказы для военного и гражданского флота.
Или Балтийский завод, где сейчас строится серия самых больших в мире атомных ледоколов. Это долгосрочные контракты на миллиарды долларов. Которые так просто не перенести и не свернуть. То есть, не будет порта — умрет вся инфраструктура, которой он обрастал десятилетиями, уверяет Александр Головизнин, директор по аналитике компании, завершившей несколько десятков портовых проектов.
Но авторы инициативы упорно ссылаются на зарубежный опыт. В Лондоне, например, на месте порта вырос фешенебельный квартал Доклендс. Власти Хельсинки тоже успешно вывели порт за пределы города. Но, как считают эксперты, эти примеры имеют мало общего с Петербургом. Порт Лондона к началу 80-х был фактически заброшен, а новый порт Хельсинки располагается в 20 километрах от старого.
Поэтому планы застройки территории сравнимой по площади с Васильевским островом на 75% жильем специалисты по недвижимости считают несостоятельными. И не только потому что место, где 150 лет переваливались различные, в том числе и опасные грузы, мало подходит для жилья. Вопрос в том, как интегрировать эти территории в городскую инфраструктуру.
Зато автор инициативы Андрей Бокарев, как считают эксперты, получает сплошную выгоду. С одной стороны, перенаправляет грузопотоки в порт Усть-Луга, совладельцем которого является, с другой — возможность реализовать свой проект на освободившейся территории. Как в русской поговорке, одним выстрелом — двух зайцев.
В истории Петербурга это не первый план подобных масштабов. Был и «Манхеттен» на Васильевском острове в конце 19 века. И «новый центр города» на Московском проспекте в 30-х годах. Все они стали частью понятия «несбывшийся Петербург». Поэтому ответ на вопрос, сбудется ли новая инициатива, можно найти в историческом предназначении Петербурга, который строился не только как столица империи, но и окно в Европу. Которое без порта представить невозможно.