Вы больше четверти века работаете в Эрмитаже и каждый день один на один встречаетесь с творениями великих мастеров. Что для вас это общение?
Эрмитаж – главный учитель. Возможность целый день смотреть на красоту и гармонию – великая удача. Мне повезло в жизни, что я работаю во дворце, могу целый день находиться в пространстве, которое наполнено красотой от паркета до потолка и общаться с людьми, которые являются кладезями волшебных знаний про всю культуру человечества.
Кто, на ваш взгляд, самый фотогеничный мастер в Эрмитаже?
Наверное, Рембрандт. Это самый главный и великий фотохудожник мира. Он так работал со светом, как не всякий современный фотохудожник может это делать. Он сумел переварить опыт своих предшественников и получил фантастический результат.
Что вы в своей жизни ещё не сфотографировали и мечтаете запечатлеть?
У меня есть блокнотик, куда я записываю идеи, которые хотел бы воплотить. Их уже так много, что, боюсь, моей жизни на это уже не хватит. Пространств и в самом Эрмитаже, и в Петербурге очень много. Но у меня есть странная привычка – не рассказывать об идеях до их воплощения.
Блиц. Как научиться видеть мгновение, которое хочется запомнить?
Надо постоянно заниматься самообразованием, каждый день: ходить на выставки, в театр, читать хорошие книги, сидеть в сети, подключившись к хорошим источникам, которые поставляют суперизображения. То есть быть насмотренным.
Фотограф – это всё-таки призвание или профессия?
Это точно призвание. Без неистовости, сумасшедшей работоспособности, умноженной на талант, ничего не получится. Особенно сейчас, когда все у нас фотографы.
Как всё успевать в современном мире?
Главное – не спешить. За время нашей пробежки кто-то может сделать тысячу фотографий и выложить их в сеть. Но никто не будет их смотреть, если они не будут наполнены красотой и гармонией и содержать важное послание. А если ты сделаешь всего одну фотографию, но люди почувствуют её сердцем, это уже дорогого стоит.