На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Екатерина Митягина, проректор по развитию на основе анализа данных ВятГУ, руководитель проекта «Умный помощник».
Ксения Бобрикова,ведущая: Учёные томского и вятского университетов разработали чат-бот «Умный помощник Лада» для помощи жертвам домашнего насилия. Такой помощник должен установить по ключевым словам способ насилия, а также обсудить с жертвой её проблему и направить к нужным специалистам.
Тимофей Зудин,ведущий: Как будет работать этот чат-бот?
Екатерина Митягина,проректор по развитию на основе анализа данных ВятГУ, руководитель проекта «Умный помощник»: Есть два пути, по которым мы можем работать с этим чат-ботом. Жертва может сама зайти на сайт «Умный помощник Лада» или мы найдём её самостоятельно в интернете по ключевым словам или видам насилия. Второй путь сложнее, он пока ещё в разработке.
Ксения Бобрикова,ведущая: Чем отличается работа с чат-ботом и с живым консультантом?
Екатерина Митягина,проректор по развитию на основе анализа данных ВятГУ, руководитель проекта «Умный помощник»: Каждый случай насилия очень индивидуален. Но чат-бот в дальнейшем всё-таки выводит на живого консультанта, если обращаются люди, которые действительно нуждаются в помощи. Если говорить о преимуществах чат-бота, то к нам стали чаще обращаться мужчины.
Ксения Бобрикова,ведущая: А какое насилие осуществляется над мужчинами?
Екатерина Митягина,проректор по развитию на основе анализа данных ВятГУ, руководитель проекта «Умный помощник»: Есть различные формы насилия. Насилие – это не только когда бьют. Бывает и психологическое, и сексуальное, и экономическое насилие. В отношении мужчин чаще всего бывают смешанные формы насилия. Есть ещё спровоцированное насилие, когда мужчина совершает какое-либо насилие, а в ответ на это получает насилие со стороны женщины. Как правило такой акт насилия приводит к более серьёзным последствиям.
Тимофей Зудин,ведущий: Не провоцирует ли бот наличие абьюза?
Екатерина Митягина,проректор по развитию на основе анализа данных ВятГУ, руководитель проекта «Умный помощник»: Мы понимаем, что существует и эта проблема. Но мы понимаем также, что к чат-боту могут обратиться и дети. Мы понимаем, что могут обратиться и те, кто просто успокоится и будет думать, что всё нормально, а ситуация только ухудшится. Поэтому мы и пытаемся наладить программу, которая будет самостоятельно искать жертв, чтобы человек даже не обращался к чат-боту. И вообще нужно понимать, что цифровизация и те же чат-боты привели к тому, что мы должны всё перепроверять перед тем как давать советы.
Ксения Бобрикова,ведущая: Не выйдет ли так, что к боту будут обращаться специально, чтобы оклеветать партнёра? Можно ли такую переписку использовать в дальнейшем для подтверждения обращения за помощью?
Екатерина Митягина,проректор по развитию на основе анализа данных ВятГУ, руководитель проекта «Умный помощник»: Таких обращений пока не было, с этим надо разбираться серьёзно. Но уже сейчас количество обращений кратно увеличилось. Соответственно у нас должно увеличиться количество консультантов, психологов, юристов и тех людей, которые будут пытаться отсеять такие автоматически найденные сообщения. Потому что машина не может на сегодняшний день отличить различные формы обращения человека. Например, иронию, юмор, сарказм.